Аэроотит — это воспаление среднего уха в результате резких перепадов барометрического давления окружающего воздуха. Наблюдается нередко у военных летчиков и экспериментаторов в барокамерах, редко у летных экипажей, пассажиров Аэрофлота и экипажа транспортных самолетов. Возникновению аэроотита способствуют нарушения вентиляционной функции слуховой (евстахиевой) трубы. Признаки аэроотита: ощущение заложенности, боль, иногда шум в ухе, понижение слуха. Лечение: временное отстранение от полетов и экспериментов в барокамере, болеуспокаивающие средства внутрь, капли из сосудосуживающих средств (2% раствор эфедрина и др.) в нос. См. также Отит.
Под этим названием объединена группа острых патологических изменений в среднем ухе, которые развиваются при быстром спуске самолета. Собственно отит, то есть воспалительное заболевание уха, развивается лишь в части случаев, но это название укрепилось в практике. В качестве этиологического фактора здесь фигурирует компрессия. При высоте полета современных самолетов, превышающей 20 км, давление при спуске повышается в 6—8 раз. Хотя эти колебания происходят в пределах 1 атм. (в отличие от кессона подводного плавания, где давление достигает 5 атм.), они не менее опасны. Как установлено исследованиями, вредное воздействие колебаний давления зависит от изменения давления в относительных числах. Быстрое понижение давления с 8 до 4 атм. так же опасно, как с 2 до 1 атм., или с 1 до 0,5 атм. Это относится к выделению пузырьков азота из тканей в кровь.
В отношении механизма действия на среднее ухо большое значение приобретает скорость перепада давления. Если спуск происходит быстро, в то время как давление воздуха в слуховом проходе быстро нарастает, воздух в среднем ухе остается разреженным вследствие относительного вакуума. В зависимости от степени этого разрежения возникают изменения начиная от втяжения барабанной перепонки и инъекции сосудов вдоль рукоятки молоточка до диффузной гиперемии всей перепонки, подслизистых кровоизлияний, образования серозно-кровянистого экссудата в барабанной полости. Все это сопровождается тугоухостью различной степени и шумом в ушах. В части случаев развивается гнойное воспаление среднего уха. По данным Right, гнойный процесс развился у 270 из 9000 больных аэроотитом (3%).
К возникновению аэроотита предрасполагают воспалительные заболевания носоглотки, носа и его придаточных пазух, которые могут вовлечь и слизистую оболочку евстахиевой трубы. Мс Gibbon обнаружил у трети больных аэроотитом заболевания носа и носоглотки. SteVart, обследовавший около 15 000 пилотов, отрицает связь между аэроотитом и заболеваниями носа и носоглотки. Г. Армстронг (1954) смог установить, что учащение случаев заболеваний верхних дыхательных путей влечет за собой учащение аэроотитов.
Остро развившиеся при аэроотите патологические изменения в среднем ухе не всегда поддаются обратному развитию, так же как не всегда происходит полное восстановление слуха. Серозно-кровянистый экссудат в части случаев организуется и в барабанной перепонке образуются слипчивые сращения, снижающие колебания барабанной перепонки и слуховых косточек. В результате может остаться стойкая тугоухость. Естественно, что это относится преимущественно к тем заболеваниям, которые своевременно не подвергались лечению.
Известное значение в происхождении аэроотита, по-видимому, имеют индивидуальные факторы. Некоторые люди часто заболевают, хотя видимых изменений со стороны уха и верхних дыхательных путей нет. Возможно, это зависит от вентилирующей способности самой трубы. В обычных условиях, например, сужение трубы или какой-либо другой дефект легко могут компенсироваться. При повышенных же требованиях в нефизиологических условиях компенсация затруднена.
Аэроотит относится к сравнительно частым заболеваниям. К отиатру обращаются лишь лица с выраженными формами поражения. По данным Bight, основанным на обследовании пилотов, прошедших испытание в камере с пониженным давлением, аэроотит наблюдается примерно у 10%.
В патогенезе аэроотита, как показывает опыт, главную роль играет повышение давления на барабанную перепонку снаружи. Это, конечно, объясняется тем, что ускорение при спуске чаще, чем при подъеме. Однако некоторую роль играет и своеобразное клапанное устройство устья евстахиевой трубы. Труба пассивно открывается, когда давление в среднем ухе лишь немного повышается, например, при подъеме на 200 м (давление при этом повышено всего на 13 г/см2). При пониженном давлении в среднем ухе при перепаде давления более чем на 80—90 мм рт. ст. в момент спуска давление в носоглотке повышается и устье трубы сжимается. При большем наружном давлении мягкие ткани устья вдавливаются в просвет трубы. В таких случаях при обычном глотании сокращения т. tensor и levator veli palati недостаточно, чтобы открыть устье. Требуется дополнительный прием в виде опыта Вальсальвы, продувания.
В патогенезе нарушений слуха при пребывании летчика на большой высоте имеет значение низкое парциальное давление кислорода в воздухе. На высоте 6000 м летчик почти не слышит шума мотора, однако при включении кислородного прибора этот шум сразу воспринимается. По экспериментальным данным М. П. Бресткина, А. Ф. Кулеева (1958), важным является не снижение общего количества кислорода в крови, а уменьшение его напряжения в плазме и связанное с гипоксемией низкое напряжение CO2 — гипокапния.
При декомпрессионных явлениях у водолазов, обычно выражающихся лишь зудом, суставными и мышечными болями, на первый план выступает внесосудистое образование пузырьков. То же бывает при подъеме на высоту.
Аэроотит (от греч. aer — воздух и ous, otos — ухо) — воспаление среднего уха, вызываемое действием трех факторов: температурного (действие холода в открытой кабине самолета), перепада атмосферного давления (барофактор), инфекции. Аэроотит может начаться с бароотита, возникающего при быстром повышении атмосферного давления, когда из-за клапанного устройства носоглоточного устья слуховой (евстахиевой) трубы нарушается выравнивание давления в барабанной полости и наружном слуховом проходе. В барабанной полости происходит разрежение воздуха; в результате этого расширяются кровеносные сосуды и может образоваться транссудат. Как и при обычных катарах, на силу реакции влияют индивидуальные склонности к аллергическим и воспалительным процессам. Нарушению вентиляции среднего уха способствуют: искривление носовой перегородки, гипертрофический ринит, атрофия носовых раковин, параназальные синуиты, острые катары слизистых оболочек носа и носоглотки. По клинической картине аэроотит напоминает обычное воспаление среднего уха (см. Отит). Профилактика аэроотита: восстановление функции слуховой трубы. Лечение: введение в нос сосудосуживающих средств, тепловые процедуры. При нагноении — лечение, как при остром отите.