Анамнез

Анамнез — это совокупность сведений, получаемых при расспросе больного и используемых для установления диагноза, выбора лечения и определения прогноза заболевания. Если больной находится в тяжелом или бессознательном состоянии, анамнез собирают путем расспроса его родственников и окружающих лиц. Собирание анамнеза предшествует объективному исследованию. Такая последовательность целесообразна, так как позволяет установить контакт с больным, что чрезвычайно важно для дальнейшего исследования и лечения, и определить план дальнейшего исследования.

Несмотря на развитие инструментальных и лабораторных методов диагностики, собирание анамнеза имеет большое значение для выявления начальных форм заболевания.

Кроме того, диагноз ряда болезней может быть поставлен главным образом с помощью расспроса (например, грудная жаба).

Расспрос должен проводиться по определенному плану. Схема расспроса: 1) жалобы больного, его ощущения и переживания; 2) Анамнез настоящего заболевания (Анамнез болезни); 3) Анамнез предшествующей жизни больного (Анамнез жизни, или общий анамнез); 4) данные о наследственности (семейный анамнез).

Жалобы больных могут быть самыми разнообразными, но все же поражению той или иной системы организма обычно свойственны определенные жалобы; например, сердцебиение, одышка, отеки — поражению сердечно-сосудистой системы. После выслушивания жалоб больного следует задать ему ряд наводящих вопросов; например, если больной предъявляет жалобы на боли в животе, необходимо уточнить их характер, распространение, с чем больной связывает их возникновение, способы устранения, сопутствующие явления (рвота, поносы и т. д.).

Анамнез болезни должен помочь установить характер начала болезни (острое или постепенное), ее дальнейшее течение (прогрессирующее, ослабевающее или прерывистое) и проведенное ранее лечение.

Анамнез жизни должен содержать те особенности биографии больного и условий его жизни, которые могли явиться причиной развития настоящего заболевания. Следует выяснить, какие заболевания перенес больной в прошлом, так как настоящее заболевание может быть осложнением или обострением перенесенного в прошлом заболевания. Необходимо уточнить реакцию больного на проводившееся лечение (непереносимость тех или иных лекарственных средств). Поскольку социальная среда оказывает определенное влияние на возникновение заболевания, при собирании анамнез должно быть уделено внимание выяснению материально-бытовых условий во все возрастные периоды жизни обследуемого, условий труда и отдыха. Необходимо выяснить наличие вредных привычек: курение (количество выкуриваемых папирос в день) и употребление алкоголя (количество, частота).

Далее необходимо выяснить состояние здоровья ближайших родственников больного (родителей, детей) — семейный анамнез. Это имеет значение с точки зрения возможности наследственных заболеваний.

Выясняют данные о наличии сходного заболевания у родственников с указанием степени родства и количества здоровых и больных родственников. Частота какой-либо болезни у родственников сама по себе еще не говорит о патогенетическом значении наследственного предрасположения в происхождении данного заболевания, так как последнее может вызываться соответствующими одинаковыми внешними условиями жизни.

Эпидемиологический анамнез включает совокупность сведений о больном, коллективе, в котором он работает, и территории, где могло произойти заражение. Эти сведения используют для постановки диагноза инфекционного заболевания, выяснения источников инфекции и выработки мероприятий, препятствующих ее дальнейшему распространению. Сбор эпидемиологического анамнеза осуществляют как в инфекционной больнице, так и при эпидемиологическом обследовании очага, к которому привлекают средних медработников. Результаты эпидемиологического анамнеза заносят в историю болезни и форму № 171 — карту эпидемиологического обследования.

Анамнез у детей. Анамнестические сведения о детях собирают путем опроса родителей, иногда людей, ухаживающих за ребенком. Нельзя исключить опроса и самого ребенка (школьного и даже дошкольного возраста). Анамнез у детей имеет некоторые особенности. Четко собранный анамнез помогает установлению диагноза, дает представление о больном ребенке в целом и позволяет выявить индивидуальные особенности реакций его организма на окружающую среду и болезнь.

В общем анамнез следует уточнить, как протекала беременность, чем болела мать в различные периоды беременности, характер ее труда, питания и материально-бытовые условия.

О периоде новорожденности необходимо получить следующие сведения: какие были роды (быстрые или затяжные); закричал ли ребенок сразу после рождения или после принятых мер (похлопывание и т. д.); родился ребенок в срок или недоношенным и какова причина преждевременных родов; каков вес ребенка при рождении; когда приложен к груди, сразу ли взял грудь, как сосал: когда отпала пуповина, как заживала пупочная ранка; была ли желтуха, когда она появилась и сколько времени продолжалась; когда выписан ребенок из родильного дома; каковы бытовые условия и индивидуальный гигиенический режим ребенка.

Данным о вскармливании ребенка на первом году жизни в анамнезе должно принадлежать значительное место. Выясняют характер вскармливания ребенка с момента рождения (грудное и т. д.), когда началось прикармливание и чем (если раньше срока, то чем это вызвано), когда ребенок был отнят от груди, частота кормления. Давались ли витамины, соки, рыбий жир.

При выяснении хода развития ребенка следует уточнить, как шла прибавка веса, когда ребенок начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, когда появились первые зубы, сколько их было к году, когда начал понимать и говорить.

Важное место в анамнезе ребенка занимают вопросы здоровья семьи и наследственности. При этом надо стремиться собрать сведения о возможно большем числе родственников. Особое внимание должно быть обращено на выявление повторных случаев одного и того же заболевания в данной семье.

Необходимо уточнить в последовательном порядке, чем ребенок болел, как переносил инфекционные заболевания, где и чем лечился, каков результат лечения. Для детей школьного возраста необходимо выяснить реакцию на трудовой режим в школе. Важно иметь сведения о прививках, когда и какие делались и как их перенес ребенок.

В анамнезе настоящего заболевания выясняют, как возникло заболевание, что ему предшествовало, когда обратились впервые к врачу, какое лечение проводилось и т. д.