Заключение

Содружественное косоглазие является одним из часто встречающихся заболеваний глаз в детском возрасте. Тяжесть этого процесса обусловлена расстройством бинокулярного, а затем и снижением центрального зрения, что нарушает гармоничное развитие детей, а в дальнейшем существенно ограничивает их профессиональные возможности.

В процессе лечения не всегда удается добиться восстановления бинокулярного зрения. До сих пор в мировой офтальмологической литературе нет достаточно полных и достоверных данных о возрастных показателях глубинного бинокулярного зрения (ГБЗ) у здоровых детей, о методах его определения и развития. К тому же детские офтальмологи не располагают достаточно простыми и надежными средствами для восстановления и развития этой функции на заключительном этапе лечения детей с косоглазием.

На основе данных литературы и аналогичного состояния проблемы в Крыму нами были предприняты исследования, цель которых— разработать и обосновать комплекс диагностико-лечебных и организационных мероприятий, обеспечивающих дальнейшее повышение эффективности заключительного этапа восстановления и развития ГБЗ у детей школьного возраста, страдающих косоглазием. Поставленная цель достигалась последовательным решением ряда конкретных научно-исследовательских и организационно-практических задач. В первую очередь наши усилия были сосредоточены на разработке более надежных и быстрых методов определения ГБЗ и установления на их основе возрастных особенностей развития глубинного восприятия у здоровых детей и детей с косоглазием и амблиопией.

Наши предварительные данные свидетельствовали о том, что наиболее приемлемыми на практике, хотя не вполне удобными и точными для определения ГБЗ, оказались приборы Беста, Монье, Литинского. После оценки их достоинств и недостатков был изготовлен аппарат собственной конструкции, который назван «прибором для определения глубинного бинокулярного зрения» —ПГБЗ (рационализаторское предложение отраслевого значения № 124 1970 г.). Прибор построен по типу предъявления объектов в реальном пространстве и в этом отношении напоминает глубинно-глазомерный аппарат Литинского, стереоэйдометр Монье, а также приборы Беста и Говард-Долмана. Однако технически он исполнен более рационально: экспериментально создано равномерное бестеневое освещение, применен электромеханический привод, нет неподвижных объектов. Движения головой исключены благодаря специальным нащечникам, введенным в лицевой установ (рационализаторское предложение отраслевого значения № 144 1970 г.).

Ввиду значительного разброса результатов глубинного восприятия при исследовании вдаль у каждого испытуемого уточняли параметры ГБЗ и определяли его меру с применением многократного дисперсного анализа и статистического метода группировки. С этой целью экспериментально изменяли диаметр объектов (от 2,5 до 10 мм) и расстояние между ними (от 5 до 40 мм). Наиболее точные данные получены при диаметре объектов 5 мм и расстоянии между ними 20 мм. Исследования выявили, что при определении ГБЗ, начиная с 3 м, данные становятся точными и однородными. Наши результаты отличаются от показателей К. N. Ogle (1962), у которого наиболее точная острота ГБЗ оказалась при диаметре игл 2 мм и расстоянии между ними 19 угловых минут. Условная мера исследования для нашего прибора равна 8 мм.

Параллельно глубинное зрение определяли щелепалочковым аппаратом Беста и на стереоэйдометре Монье. Результаты исследований, проведенных на ПГБЗ и аппарате Беста, удалось сгруппировать по качественным тестам (Heinsius, 1944) и таким путем установить, что показатели ГБЗ на нашем приборе сходны (92%) с показателями, полученными на аппарате Беста.

В результате динамического изучения остроты глубинного восприятия у 498 здоровых школьников в возрасте 7—15 лет нами выявлены статистически достоверные данные и установлены различия в них соответственно возрастным группам. При определении на ПГБЗ с 1 м она оказалась выше у 7—9-летних детей (3,3 мм+1,4) по сравнению с более старшими возрастными группами (2,6±1,4). Качество глубинного восприятия при исследовании с 5 м также улучшается с возрастом ребенка. Острота ГБЗ в 7—9 лет составила 11,0 мм±5,8, в 13—15 лет—10,0±4,6. Следовательно, глубинное бинокулярное зрение в 13—15-летнем возрасте лучше, качественнее, чем в 7—9 лет. Отмечена более точная острота ГБЗ при ближе расположенном правом объекте.

Установлено, что одной из особенностей остроты глубинного восприятия является большая вариабельность, о чем свидетельствует высокая величина среднего квадратического отклонения. Кроме того, у 80 детей, чаще 10—12-летнего возраста, мы обнаружили явление «отрицательного глубинного зрения», суть которого в более поздней фиксации пациентом момента равноудаления объекта, что можно объяснить процессами утомления.

Вслед за получением соответствующих достоверных данных, существенно уточняющих и дополняющих представления об остроте глубинного восприятия у здоровых детей и установления возрастных его особенностей, по показаниям нашего ПГБЗ было предпринято изучение возможных факторов, которые определяют сроки и степень совершенствования этой высшей зрительной функции.

Страницы: 1 2 3 4