Лесная школа

Лесная школа (санаторно-лесная школа) — это детское учреждение, входящее в систему Министерства просвещения СССР, предназначенное для обучения и оздоровления детей школьного возраста (в основном учеников 1—8 классов), имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В лесную школу направляются дети с закрытыми формами туберкулеза, больные ревматизмом в межприступном периоде. Отбор детей в лесную школу проводит врачебная комиссия.

Основная задача лесной школы — совместить учебу детей с укреплением здоровья путем использования естественных факторов природы (свежего воздуха, солнца) и гигиенически правильного режима дня и питания. Учебно-воспитательная работа с детьми проводится по программам общеобразовательной школы. Школьные занятия строятся по классно-урочной системе (в классе 20— 25 школьников), продолжительность урока 40 мин., перемены между уроками 10 мин., большая перемена (30—60 мин.) используется для второго завтрака и прогулки. Режим дня предусматривает рациональное распределение учебных занятий, отдыха, физических упражнений, спортивных занятий и занятий по развитию трудовых навыков. Большое оздоровительное значение имеет дневной и ночной сон на открытом воздухе на веранде: в спальных мешках при температуре воздуха от 5° до —15°, при более низкой температуре воздуха детей дополнительно покрывают ватными одеялами. Срок пребывания детей в лесной школе не менее 4 мес. Лесная школа организуется на 100— 150 детей. Для лесной школы выбирают земельный участок площадью 3— 4 го в загородной зоне с большим количеством зелени, желательно с наличием хвойных деревьев, вблизи проточных вод. На участке выделяют три зоны: учебно-спортивную, лечебно-оздоровительную и хозяйственную.

В первой зоне предусматриваются классы с площадью не менее 2 м2 на 1 школьника, веранды для занятий на свежем воздухе из расчета 1,75 м2 на 1 школьника, библиотека площадью не менее 30 м2, спортивный зал из расчета по 5 м2 на каждого школьника для занятий лечебной корригирующей гимнастикой; педагогический и методический кабинеты (не менее 15 м2 каждый).

В лечебно-оздоровительной зоне предусматривается кабинет врача (15 м2), процедурный кабинет (15 м2), изолятор (бокс или полубокс) из расчета 1 койка на 50 человек. Спальни (из расчета 5 м2 на каждого школьника) не более чем на 6 человек. Для дневного и ночного сна на открытом воздухе предусматриваются веранды (по 4 м2 на 1 школьника; в непосредственной близости от веранды находится теплая комната для хранения постельных принадлежностей), площадки для приема солнечно-воздушных ванн, водных процедур, ванные комнаты или душевые, желательно с ножными ваннами. Питание в лесной школе 4—5-разовое общей калорийностью 3000— 3500 ккал. Обеденный зал обычно работает в одну смену, на 1 школьника должно приходиться не менее 1,2 м2.

Для отдыха детей предусматриваются помещения с площадью из расчета не менее 0,6 м2 на 1 школьника.

В холодное время года температура воздуха в помещениях должна быть не ниже 17—18е в спальнях, 16—18° в классных комнатах, 15— 16° в гимнастическом зале, 18—20° в душевой.  К хозяйственной зоне относятся кухня, баня, прачечная, бельевая, кладовая для продуктов, котельная, квартиры для персонала.

Руководит школой директор (педагог по образованию); при наличии более 100 детей предусматривается должность заместителя директора по учебно-воспитательной части. Наряду с педагогами в штаты санаторно-лесных школ входят врач, медсестра. Вся учебно-воспитательная и оздоровительная работа проводится при непосредственном участии врача и средних медработников.

Медсестра следит за соблюдением режима, осуществляет контроль за выполнением правил личной гигиены школьниками, выполнением санитарно-гигиенического режима в школе, помогает врачу на осмотрах и выполняет его назначения.

Лесная школа (санаторно-лесная школа) — учебно-оздоровительное учреждение, предназначенное для детей, больных туберкулезом, ревматизмом и для нервных детей. Контингенты лесных школ комплектуются специальной врачебной комиссией. Срок пребывания в лесная школе — от 2 до 4 мес.

Лесную школу возглавляет директор-педагог, руководство учебно-воспитательной работой возлагается на зам. директора по учебно-воспитательной части, медицинское обслуживание осуществляет врач.

В лесной школе для детей, больных туберкулезом, направляются учащиеся с хронической туберкулезной интоксикацией II степени, туберкулезом бронхиальных желез, туберкулезом периферических лимфатических узлов, с затихшими формами костно-суставного туберкулеза (при условии самостоятельного передвижения ребенка), с остаточными явлениями после плеврита. В лесной школе для детей, больных ревматизмом, направляются учащиеся не ранее чем через 10—12 мес. после перенесенной атаки полиартрита, ревмокардита, при бесприступном течении ревматизма («амбулаторная форма»), при недостаточности митрального клапана без выраженных сердечных изменений и при отсутствии каких-либо нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы.

В лесные школы для нервных детей направляются учащиеся с затяжными невротическими состояниями психогенного происхождения, стойкими астеническими состояниями различной этиологии; неврозоподобными состояниями, связанными с ранними нарушениями трофики, токсическими энцефалопатиями и органическими поражениями головного мозга (последствия травм головы, менингитов, энцефалитов и пр.) без явного нарушения интеллекта.

В каждой лесной школе пребывает 100—200 школьников в возрасте от 7 до 14 лет. Учебно-воспитательная работа с ними проводится по программам общеобразовательной школы. Для лечебных и оздоровительных мероприятий используют естественные факторы природы. Школьники получают физическое воспитание, участвуют в трудовых процессах. В лесной школе устанавливается рациональный режим дня.

Учебные занятия в лесной школе строятся по классно-урочной системе (класс состоит из 20—25 школьников). Продолжительность урока — 40 мин., перемены между уроками — 10 мин., большая перемена (30—60 мин.) используется для второго завтрака и прогулки. Учебные занятия проводятся в классных комнатах и на верандах. Специальная одежда (теплые куртка и брюки, шапка, валенки), обогрев рук, крышки стола, учебных пособий при помощи местного лучистого отопления позволяют проводить уроки на веранде с широким доступом воздуха и в холодное время года при температуре наружного воздуха до —18°. В лесной школе организуются дневной и ночной сон на верандах: в спальных мешках при температуре воздуха от +5 до — 15°; при более низких температурах (до — 20°) детей дополнительно покрывают ватными одеялами. Питание в лесной школе — 4—5-кратное. Общая калорийность 3000— 3500 кал. На первый завтрак приходится 25% суточного рациона, на второй — 5— 10%, на обед — 35—40%. на полдник — 5-10%, на ужин — 20%.

Лесные школы размещают в зеленых массивах пригородных зон, в лесистых окрестностях населенных пунктов; земельный участок лесной школы — 2—5 га. На участке, озелененном не менее чем наполовину, отводят: 1) учебно-спортивную зону с классами на открытом воздухе (застекленные павильоны легкого типа или навесы), площадками для спортивных игр, навесами для занятий гимнастикой в ненастную погоду, садом и огородом; 2) лечебно-оздоровительную зону с площадками для солнечно-воздушных ванн, водных процедур, дневного сна на воздухе; 3) хозяйственную зону с баней, прачечной, котельной, ледником и др.

Помещения лесной школы (учебные, спальни, столовая и др.) могут размещаться в одном или нескольких зданиях, соединенных утепленными переходами. Классные комнаты имеют площадь 50 м2 (из расчета не менее 2 мг на школьника), веранды для занятий на воздухе из расчета 1,75 мг на учащегося; гимнастический зал — по 5 м2 на занимающегося, актовый зал — по 1 м2 на учащегося. Спальни (по 5 м2 на место) предусматриваются не более чем на 6 человек. Для сна на воздухе отводятся неотапливаемые веранды, примыкающие к зданию лесной школы (по 4 м2 на место); в непосредственной близости от веранд располагается теплая комната для хранения постельных принадлежностей. Кабинет врача (15 м2), комната для лечебных процедур (15 м2), изолятор (на 2—3% общего состава детей) в виде полубоксов с отдельным выходом составляют медицинскую часть лесной школы. В лесной школе для нервных детей необходимо иметь комнаты для водо- и светолечения, а также кабинет логопеда. В душевых 1 рожок приходится на 20 детей, в умывальных 1 кран на 8 детей, в уборных 1 очко на 12 детей. На каждом этаже отводится помещение для чистки одежды и обуви. Гардероб оборудуется индивидуальными шкафчиками, вблизи него устраивается сушильная комната для верхнего платья и обуви.

Все помещения лесных школ освещаются прямым естественным светом. Световой коэффициент для учебных комнат и спален принимается 1 : 5, веранд — 1:2, остальных помещений — 1:8. Искусственное освещение в классных комнатах, учебных кабинетах, библиотеке, читальном зале — не менее 150 лк, в гимнастическом и актовом залах — 100 лк. В лесной школе устраивают центральную вытяжную вентиляцию. В учебных помещениях и спальнях обеспечивается широкий доступ свежего воздуха через фрамуги, створки окон (отношение площади фрамуг к площади пола не менее 1 : 30). Отопление должно быть центральным водяным, но допускается и печное. В холодное время года температура воздуха в помещениях должна быть не ниже 17—18° в спальнях, 16—18° в классных комнатах, 15—16° в гимнастическом зале, 18—20° — в душевой и в прочих помещениях.