Мебель

По форме, размерам, конструкции, материалу, из которого она сделана, мебель может быть самой разнообразной, но при этом вся она должна отвечать следующим требованиям:
1) по конструкции, размеру и весу — биологическим показателям человека (размерам тела, удобной позе человека на производстве, в больничных  условиях или на отдыхе);
2) гигиеническим требованиям — быть доступной чистке влажным способом, выдерживать обычные способы дезинфекции; не способствовать скоплению или размножению паразитов; не затемнять помещения, вытеснять по возможности меньше воздуха из помещения.

Мебель жилых и общественных   зданий.   Диваны (самых различных видов), кровати должны иметь размер, несколько превышающий длину тела человека (190—200 см), ширину 60—80 см, высоту над полом 35—40 см. Для высоты столов (столовых, журнальных и т. д.) имеет значение факт непродолжительности пользования ими и относительная вольность позы сидящих за столами. Большие требования предъявляются к столам для письменных   занятий   (см. Парта), чтобы у сидящих за ними не развивались явления сколиоза позвоночника и чувство усталости в спинных мышцах.

Глубина сиденья стульев и кресел должна обеспечить достаточную опору телу и равняться 40—45 см (при такой же ширине). Высота сиденья от пола — не менее 45—50 см. Мебель для хранения одежды, посуды, книг, пищи должна удовлетворять гигиеническим требованиям общего характера.

Производственная мебель весьма разнообразна в зависимости от условий труда. Ее качество определяется влиянием на производительность труда, утомляемость, здоровье рабочих. Рабочая мебель должна быть хорошей опорой для тела, максимально разгружать мышечное статическое напряжение, помогать равномерному распределению мышечных усилий туловища, обеспечить наименьшую утомляемость.

Края и поверхность мебели должны быть гладкими, закругленными. К рабочим стульям предъявляются дополнительные требования, связанные с особенностью производственной обстановки: подвижность вдоль рабочего места, вращение вокруг оси, создание опоры для предплечий и подножки для уменьшения утомляемости ног и пр.

Весьма важно также рациональное устройство столов, верстаков и прочей мебели.

Детская мебель должна отвечать возрастным особенностям детского организма и быть одновременно одним из средств воспитания ребенка. Поэтому к детской мебели предъявляется ряд дополнительных требований, учитывающих физиологические особенности ребенка (рис.).

Рост служит показателем при определении размеров мебели для различных возрастных групп детей. В результате массового обследования разработаны таблицы размеров мебели для детей и подростков, в которых отражен размер мебели, соответствующий возрасту.

Однако иногда в одной возрастной группе могут быть дети двух груш роста.

Каждый размер детской мебели рассчитан на детей с разницей роста в 10 см. Детской мебели необходимо придавать гладкую поверхность, гигиеническое покрытие, закругленные края. Окраску ее следует производить в светлые, спокойные тона.
детская мебель

Детская мебель: 1 — кровать с изменяемой длиной; 2 — пеленальный стол; 3 — ясельная кровать; 4 — туалетный стол; 5 — стол для кормления; 6 — манеж; 7 — детский стульчик для кормления (в различных положениях); 8 — барьер; 9 — горка-лесенка; 10 — стенка для лазания; 11 — стойка для горшков; 12 — вешалка для одежды;  13 — двухместные столы;  14 и 15 — детские стулья.


Мебель. Соответственно гигиеническим нормативам мебель должна отличаться удобными размерами и конструкцией, быть легко доступной очистке.

В быту и в общественных зданиях целесообразна встроенная и секционная мебель. Для общежитий и малометражных квартир рекомендуется комбинированная М. Части М., непосредственно соприкасающиеся с телом,— сиденья и спинки кресел и стульев, крышки столов — нужно изготовлять из материалов малой теплопроводности. Очень важны и перспективны такие покрытия М. (пластики, стойкие краски и лаки), которые позволяют мыть М. теплой водой с добавлением дезинфицирующих веществ.

Рабочая М. должна обеспечивать удобную, наименее утомительную позу в соответствии с требованиями физиологии труда.

Размеры такой мебели должны соответствовать анатомическим размерам и пропорциям тела. Конструкция М. должна способствовать уменьшению напряжения мышц, несущих тяжесть тела, облегчать выполнение технологических операций. Для работающего сидя особое значение приобретает спинка стула, так как на нее переносится часть веса туловища, благодаря чему разгружаются спинные мышцы. Удобны подлокотники, уменьшающие статические напряжения мышц предплечья. Для увеличения площади опоры поверхности сиденья следует профилировать по форме соприкасающихся с ним частей тела. Следует пользоваться стульями с подъемным (винтовым) сиденьем и с перемещающейся в горизонтальном и вертикальном направлениях спинкой, чтобы сидящий мог приспособить стул к своему росту, сложению, принять наиболее рациональную позу.

Детская мебель должна строго соответствовать размерам и пропорциям тела детей. В СССР приняты двенадцать номеров М. для детей.

Для детей ясельного и дошкольного возраста мебель изготовляется соответственно семи номерам (см. таблицу, в которой приведены размеры детской М. для дошкольников). Самым малым номером школьной М. (см. Парта) является шестой номер. Каждый размер М. рассчитан на детей с разницей роста в 10 см (размеры парт представлены в ст. «Парта»). Для того чтобы удовлетворить всех детей мебелью, соответствующей росту, необходимы два-три номера мебели. Удобна М. с изменяющимися размерами (рис. 1). Детской М. необходимо придавать гладкую поверхность, гигиеническое покрытие, закругленные края. Детская кровать должна иметь ровную, туго натянутую сетку, плоский жесткий матрац. Для грудных младенцев первых месяцев жизни удобна высокая кровать с низкими бортиками (рис. 2); для детей от 5—6 месяцев до полутора лет делается более высокий барьер, а высота кровати снижается; в дальнейшем барьер снимается. Для дневного сна детей в старших группах яслей и в детскому саду допускается использование складных кроватей с туго натянутой парусиной или легких, складывающихся в пачки, деревянных кроватей с ложем из перфорированной многослойной фанеры. Для оборудования групповых комнат грудных детей необходимы пеленальный и туалетный столы (рис. 3 и 4), двух-, трехместный стол для кормления детей (рис. 5), манеж для пребывания детей во время бодрствования (рис. 6). В домашних условиях в качестве манежа может быть использована детская кровать с высокими боковыми стенками, с которой сняты постельные принадлежности. Для кормления детей удобно высокое кресло (рис. 7), которое может быть превращено в детский стол со стулом. В ползунковых группах яслей для развития движений детей нужны барьеры (рис. 8), горки-лесенки (рис. 9); для более старших детей полезны также гимнастические стенки для лазанья (рис. 10). В групповых комнатах необходимы полки и шкафы для игрушек, детские креслица и стулья, диваны, четырех-, шестиместные столы. В туалетных помещениях устанавливаются стойки для горшков (рис. 11), открытые вешалки для полотенец. В раздевальнях младших групп устраиваются стеллажи с гнездами для одеял и белья, а в старших группах — индивидуальные шкафчики для верхнего платья с отделениями для головных уборов и обуви (рис. 12). В детском саду используется аналогичный набор мебели большего размера. В старших группах для удобства занятий детей и возможности правильного освещения рабочих мест рекомендуются двухместные столы (рис. 13) со стульями (рис. 14 и 15). Окраску детской мебели следует производить в светлые, спокойные тона (бежевый цвет, салатовый и т. п.). Желательно, чтобы домашнюю М. ребенка по мере его роста можно было менять в размерах.

Описание больничной М.— см. Больница.

Размеры (в см) основных видов мебели для дошкольников
(по данным М. И. Корсунской и Института гигиены детей и подростков АМН СССР)
размеры мебели для дошкольников
* Ширина многоместных столов 70—75 см.