Медицинское образование — это система подготовки медицинских кадров, обеспечивающая изучение общеобразовательных и специальных дисциплин, а также овладение необходимыми практическими навыками. Медицинское образование в СССР имеет целью подготовить квалифицированных специалистов, воспитанных в духе высокой идейности и гуманизма. Развитие медицинского образования в СССР определяется потребностями страны в медицинских кадрах и носит плановый государственный характер; оно тесно связано с передовой советской медицинской наукой, основанной на марксистско-ленинской методологии, и с практикой советского здравоохранения.
Медицинское образование — система подготовки медицинских кадров, обеспечивающая изучение специальных и общеобразовательных дисциплин, а также овладение практическими навыками, необходимыми для врача или среднего медицинского работника. Медицинское образование в СССР носит плановый государственный характер; развитие его определяется потребностями страны в медицинских кадрах; оно тесно связано с передовой советской наукой и практикой советского здравоохранения (см. Здравоохранение, Медицина).
Таблица 1. Количество высших медицинских учебных заведений в СССР и по союзным республикам и число обучающихся в них студентовСССР и союзные республики | Количество высших мед. учебных заведений и мед. факультетов при университетах | Число студентов, обучающихся в медвузах на начало 1965/66 учебного года (в тыс. чел.) |
СССР | 88 | 220,1 |
РСФСР | 49 | 123 ,2 |
УССР | 16 | 39 ,5 |
БССР | 3 | 8 |
Узбекская ССР | 4 | 12,4 |
Казахская ССР | 5 | 13,2 |
Грузинская ССР | 1 | |
Азербайджанская ССР | 1 | 3,8 |
Литовская ССР | 1 | 3,7 |
Молдавская ССР | 1 | 2,3 |
Латвийская ССР | 1 | 2,1 |
Киргизская ССР | 1 | 2,5 |
Таджикская ССР | 1 | 1,9 |
Армянская ССР | 1 | 2,3 |
Туркменская ССР | 1 | 1,7 |
Эстонская ССР | 1 | 1,2 |
В 1965 г. в СССР насчитывалось 88 медицинских институтов и медицинских факультетов при университетах, в которых обучалось более 220 тыс. студентов (таблица 1). СССР вышел на первое место в мире по обеспеченности врачами, а некоторые союзные республики превосходят по этому показателю передовые капиталистические страны в несколько раз.
В соответствии с правилами приема в медицинские вузы зачисляются лица в возрасте до 35 лет, имеющие законченное общее или специальное среднее образование. Все поступающие в медицинские вузы подвергаются приемным испытаниям по русскому языку (сочинение), физике и химии. Профилирующими дисциплинами являются физика и химия. Около 80% всех студентов обеспечиваются государственной стипендией. Подавляющая часть иногородних студентов обеспечивается местами в студенческих общежитиях. В ряде медицинских институтов для жителей Крайнего Севера и некоторых отдаленных национальных районов созданы интернаты с подготовительными отделениями. В период обучения на этих отделениях и в институте студенты, живущие в интернате, полностью переходят на обеспечение государства.
Медицинские вузы (таблица 2) имеют в своем составе от одного до восьми факультетов — лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический и др.
С 1959 г. в ряде медицинских вузов созданы вечерние отделения и факультеты для подготовки врачей из средних медицинских работников, сочетающих учебу с работой. Обучение без отрыва от работы на вечерних факультетах проводится только в период изучения курса общенаучных дисциплин. С переходом к изучению клинических дисциплин студенты вечерних отделений и факультетов переводятся на систему дневного обучения. Кроме вечернего обучения, осуществляется заочная подготовка провизоров из числа лиц с законченным средним фармацевтическим образованием. Проводившаяся заочно-очная подготовка врачей-стоматологов из числа зубных врачей себя не оправдала, и эти отделения свертываются.
За последние годы открыты новые факультеты: медико-биологический при 2-м Московском медицинском институте им. Пирогова и биофизический при Каунасском медицинском институте. Эти факультеты готовят специалистов биохимиков, биофизиков, которые могут работать на кафедрах в медицинских вузах и в лабораториях научно-исследовательских институтов.
При некоторых медицинских институтах имеются также факультеты для усовершенствования врачей.
Руководство деятельностью всех кафедр и клиник медицинских вузов (учебно-педагогическая, методическая, научно-исследовательская, лечебная и др.) осуществляется ректорами институтов. При ректорате учреждается специальный орган — Совет института (факультета), который занимается рассмотрением всех основных вопросов в деятельности вуза. В состав Совета входят: ректор, проректоры, деканы, представители партийных и общественных организаций, заведующие кафедрами и профессора института. В медицинских вузах, имеющих право присуждения ученых степеней, организуется Ученый совет. В институтах, где право присуждения ученых степеней предоставлено факультетам, организуются также Ученые советы факультетов.
Медицинские вузы состоят на государственном бюджете и работают по уставу, учебным планам и программам, утверждаемым Министерством здравоохранения СССР и Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Министерство здравоохранения СССР осуществляет также общее руководство в отношении организационной и учебно-методической работы. Оно определяет перспективное планирование сети учебных заведений и предполагаемое количество студентов.
В медицинских вузах установлены следующие штатные должности педагогического состава: заведующий кафедрой, профессор кафедры, доцент кафедры, ассистент (преподаватель) кафедры. Численность профессорско-преподавательского состава медицинского вуза определяется штатным расписанием института, числом обучающихся в нем студентов из расчета одна единица преподавательского состава на 8—10 студентов. Количество кафедр медицинского вуза определяется учебным планом. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава производится по конкурсу. Эти конкурсы проводятся через каждые пять лет.
Для подготовки научно-педагогических кадров существует следующая система: аспирантура с отрывом от работы (очная) и без отрыва от работы (заочная); одногодичная аспирантура, целевая аспирантура, клиническая ординатура, которая служит для подготовки квалифицированных специалистов по всем клиническим специальностям для лечебно-профилактических учреждений. Аспирант обязан сдать экзамен кандидатского минимума и защитить диссертацию на ученую степень кандидата наук.
Для обеспечения высокого качества учебного процесса, развития у студентов навыков самостоятельной работы и умения на практике применять полученные ими знания предусматриваются следующие формы учебной работы: лекции, самостоятельная работа студентов в лабораториях, клиниках, учебных кабинетах и библиотеках, практические занятия в клиниках, лабораториях, на семинарах, курсовые работы под руководством профессора и преподавателей, производственная практика в клиниках, больницах, лабораториях и т. д., консультации профессоров, доцентов и ассистентов, учебные экскурсии. Учебный год делится на осенний и весенний семестры, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией.
В медицинских вузах повсеместно принята курсовая система занятий. Все изучаемые предметы распределены в определенной последовательности по курсам и семестрам, и без успешного завершения изучения всех предметов данного курса студент не может быть переведен на следующий курс. Учебные планы первых 5 семестров (2,5 года обучения лечебного, педиатрического и санитарного факультетов), предусматривающие общетеоретическую подготовку студентов, в общем почти одинаковы как по перечню, так и по объему изучаемых дисциплин, с небольшими отклонениями в зависимости от профиля факультета. Учебный план этих же семестров на стоматологическом факультете имеет более узкий объем преподавания тех же дисциплин. На 3-м курсе начинается преподавание первых клинических дисциплин — пропедевтики внутренних болезней и хирургии, а также на всех факультетах начинается подготовка и по некоторым профильным дисциплинам.
Для клинического обучения характерен принцип сочетания глубокой теоретической подготовки с разносторонними практическими навыками студента по каждой из клинических дисциплин. В клиниках основным методом работы студентов является курация больных с последующей защитой академической истории болезни. В процессе курации студенты самостоятельно выполняют все необходимые клинико-диагностические исследования, участвуют в операциях, патологоанатомических вскрытиях и конференциях.
Так как основным звеном советской системы здравоохранения является поликлиническая служба, особое место в клинической подготовке студентов медицинских институтов занимает поликлиническое обучение. На всех клинических кафедрах поликлиническому обучению отводится от 25 до 50% учебного времени.
Учебные планы и программы непрерывно совершенствуются. Большое внимание уделяется преподаванию философии и научного атеизма; введен ряд новых дисциплин: в курс биологии — общая генетика, в курс микробиологии — вирусология и иммунология, в пропедевтику внутренних болезней — специальный курс диагностической медицинской и лечебной аппаратуры, в курс нервных болезней — медицинская генетика, в курс психиатрии — медицинская психология; введен новый курс биофизики.
Подготовка специалистов на фармацевтических факультетах осуществляется по специальным учебным планам, в которых, помимо специальных дисциплин и общественных наук, большое внимание уделено химическим дисциплинам. Большое место в подготовке врачей и провизоров занимает производственная и учебная практика.
Окончившим медицинский институт считается студент, выполнивший полностью учебный план, сдавший все зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом, и выдержавший государственные экзамены. По окончании института молодых специалистов направляют на работу согласно государственному плану распределения. Им выдается удостоверение, а по истечении года работы — диплом по представлении производственной характеристики с места работы.
Коллективы медицинских институтов, имеющие в своем составе ученых по различным специальностям, помимо подготовки врачей, стоматологов и фармацевтов, ведут большую научно-исследовательскую работу. Многие кафедры являются крупными научно-исследовательскими центрами и имеют в своем составе специальные проблемные лаборатории. За последние годы во многих крупных медицинских вузах открыты центральные научно-исследовательские лаборатории. Во всех институтах имеется студенческое научное общество. Членом общества может быть каждый студент, успешно совмещающий учебу с занятиями в научных кружках. Почти ежегодно в Москве и других городах организуются научные конференции, на которых студенты выступают со своими научными докладами.
Профессора и преподаватели вузов оказывают большую помощь органам здравоохранения, ведут организационную и консультативную работу, руководят специализацией и усовершенствованием врачей. Под руководством кафедр многие практические врачи ведут научную работу.
В институтах проводится большая политико-воспитательная работа со студентами. Идейное воспитание студентов осуществляется прежде всего в процессе учебной работы на каждой кафедре, особенно на кафедрах общественных наук, а также во внеучебное время. Среди студентов, медицинских вузов широко развиты спорт, художественная самодеятельность, туризм. Систематически организуются всесоюзные и республиканские студенческие спартакиады. Многие институты имеют туристские базы и лагеря для студентов.
Студенты-медики имеют широкие международные связи. В медицинских институтах СССР обучается много студентов из разных стран Европы, Азии и Африки; группы советских студентов обучаются за рубежом.
После Великой Октябрьской социалистической революции руководство средним медицинским образованием осуществлял Наркомздрав. В годы гражданской войны был организован ряд краткосрочных курсов в системе Наркомздрава и Военно-санитарного управления, готовивших специалистов для обслуживания нужд Красной Армии, борьбы с эпидемиями, охраны материнства и младенчества, санитарного просвещения и т. д. В 1922 г. средние медицинские учебные заведения перешли в ведение Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. В этот период начали создаваться фельдшерско-акушерские школы, школы сестер по уходу за больными, сестер по охране материнства и младенчества и курсы по переквалификации ротных фельдшеров. В 1926 г. на II Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию было принято решение о создании вместо шкод техникумов по подготовке среднего медицинского персонала всех категорий.
В целях повышения ответственности органов здравоохранения за подготовку медицинских кадров и осуществление связи между учебной работой и практической деятельностью лечебных учреждений в 1930 г. руководство средним медицинским образованием было вновь передано в ведение наркомздравов союзных республик. Одновременно был взят курс на узкую специализацию. В 1932 г. техникумы готовили специалистов по 13 профилям. Впервые началась подготовка рентгенотехников, лаборантов, помощников санитарных врачей. В этот период стали открываться вечерние и заочные отделения. До 1936 г. система подготовки средних медицинских работников в союзных республиках была различной как по профилям подготовки, так и по срокам обучения.
Единая система среднего медицинского образования в СССР была впервые определена постановлением СНК СССР от 8.IX.1936 г. «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров». Медицинские техникумы были реорганизованы в школы по подготовке фельдшеров, фармацевтов, зубных врачей, акушерские школы, школы медицинских и ясельных сестер и курсы медицинских лаборантов и зубных техников. В дальнейшем среднее медицинское образование претерпевало неоднократные реорганизации, связанные с задачами развития сети лечебно-профилактических учреждений и улучшения медицинского обслуживания населения. Особенно большие изменения были осуществлены в годы Великой Отечественной войны, когда повысилось значение средних медицинских кадров и увеличилась потребность в их подготовке. В этот период все медицинские школы перешли на сокращенный срок обучения, большое количество медицинских сестер готовили курсы Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
Начиная с 1954 г. осуществляются мероприятия по унификации среднего медицинского образования. Все средние медицинские учебные заведения стали называться медицинскими училищами. Упорядочены сроки обучения (таблица 3).
Таблица 3. Сроки обучения средних медицинских работниковВ соответствии с потребностью лечебно-профилактических учреждений в кадрах проводится подготовка специалистов более широкого профиля: фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, медицинских сестер, медицинских лаборантов, медицинских сестер для детских лечебно-профилактических учреждений, фармацевтов, зубных врачей, зубных техников, техников по монтажу, ремонту и эксплуатации рентгеновской и электромедицинской аппаратуры. Подверглись коренной переработке все программы. В новых учебных планах увеличилось количество часов для изучения предметов общемедицинского и специального циклов и прохождения учебно-производственной практики и т. д.
Сеть средних медицинских учебных заведений равномерно распределена по территории Советского Союза. Каждая союзная и автономная республика, область и край в настоящее время обеспечиваются средними медицинскими кадрами в основном из выпусков учащихся своих средних медицинских учебных заведений. В целях расширения подготовки медицинских сестер и приближения их подготовки к месту последующей работы в городах, не имеющих медицинских училищ, разрешено на базе крупных больниц открывать филиалы медицинских училищ.
См. также Медицинские кадры, Научно-исследовательские институты.