Медицинское образование

Медицинское образование — система подготовки медицинских кадров, обеспечивающая изучение общеобразовательных и специальных дисциплин, а также овладение необходимыми практическими навыками. Медицинское образование в СССР имеет целью подготовить квалифицированных специалистов, воспитанных в духе высокой идейности и гуманизма. Развитие медицинского образования в СССР определяется потребностями страны в мед. кадрах и носит плановый государственный характер; оно тесно связано с передовой советской медицинской наукой, основанной на марксистско-ленинской методологии, и с практикой советского здравоохранения.

Медицинское образование — система подготовки медицинских кадров, обеспечивающая изучение специальных и общеобразовательных дисциплин, а также овладение практическими навыками, необходимыми для врача или среднего медицинского работника. Медицинское образование в СССР носит плановый государственный характер; развитие его определяется потребностями страны в медицинских кадрах; оно тесно связано с передовой советской наукой и практикой советского здравоохранения (см. Здравоохранение, Медицина).

В 1965 г. в СССР насчитывалось 88 медицинских институтов и медицинских факультетов при университетах, в которых обучалось более 220 тыс. студентов (табл. 1). СССР вышел на первое место в мире по обеспеченности врачами, а некоторые союзные республики превосходят по этому показателю передовые капиталистические страны в несколько раз.



В соответствии с правилами приема в медицинские вузы зачисляются лица в возрасте до 35 лет, имеющие законченное общее или специальное среднее образование. Все поступающие в медицинские вузы подвергаются приемным испытаниям по русскому языку (сочинение), физике и химии. Профилирующими дисциплинами являются физика и химия. Около 80% всех студентов обеспечиваются государственной стипендией. Подавляющая часть иногородних студентов обеспечивается местами в студенческих общежитиях. В ряде медицинских институтов для жителей Крайнего Севера и некоторых отдаленных национальных районов созданы интернаты с подготовительными отделениями. В период обучения на этих отделениях и в институте студенты, живущие в интернате, полностью переходят на обеспечение государства.

Медицинские вузы (табл. 2) имеют в своем составе от одного до восьми факультетов — лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический и др.

С 1959 г. в ряде медицинских вузов созданы вечерние отделения и факультеты для подготовки врачей из средних медицинских работников, сочетающих учебу с работой. Обучение без отрыва от работы на вечерних факультетах проводится только в период изучения курса общенаучных дисциплин. С переходом к изучению клинических дисциплин студенты вечерних отделений и факультетов переводятся на систему дневного обучения. Кроме вечернего обучения, осуществляется заочная подготовка провизоров из числа лиц с законченным средним фармацевтическим образованием. Проводившаяся заочно-очная подготовка врачей-стоматологов из числа зубных врачей себя не оправдала, и эти отделения свертываются.

За последние годы открыты новые факультеты: медико-биологический при 2-м Московском медицинском институте им. Пирогова и биофизический при Каунасском медицинском институте. Эти факультеты готовят специалистов биохимиков, биофизиков, которые могут работать на кафедрах в медицинских вузах и в лабораториях научно-исследовательских институтов.

При некоторых медицинских институтах имеются также факультеты для усовершенствования врачей.

Руководство деятельностью всех кафедр и клиник медицинских вузов (учебно-педагогическая, методическая, научно-исследовательская, лечебная и др.) осуществляется ректорами институтов. При ректорате учреждается специальный орган — Совет института (факультета), который занимается рассмотрением всех основных вопросов в деятельности вуза. В состав Совета входят: ректор, проректоры, деканы, представители партийных и общественных организаций, заведующие кафедрами и профессора института. В медицинских вузах, имеющих право присуждения ученых степеней, организуется Ученый совет. В институтах, где право присуждения ученых степеней предоставлено факультетам, организуются также Ученые советы факультетов.

Медицинские вузы состоят на государственном бюджете и работают по уставу, учебным планам и программам, утверждаемым Министерством здравоохранения СССР и Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Министерство здравоохранения СССР осуществляет также общее руководство в отношении организационной и учебно-методической работы. Оно определяет перспективное планирование сети учебных заведений и предполагаемое количество студентов.



В медицинских вузах установлены следующие штатные должности педагогического состава: заведующий кафедрой, профессор кафедры, доцент кафедры, ассистент (преподаватель) кафедры. Численность профессорско-преподавательского состава медицинского вуза определяется штатным расписанием института, числом обучающихся в нем студентов из расчета одна единица преподавательского состава на 8—10 студентов. Количество кафедр медицинского вуза определяется учебным планом. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава производится по конкурсу. Эти конкурсы проводятся через каждые пять лет.

Для подготовки научно-педагогических кадров существует следующая система: аспирантура с отрывом от работы (очная) и без отрыва от работы (заочная); одногодичная аспирантура, целевая аспирантура, клиническая ординатура, которая служит для подготовки квалифицированных специалистов по всем клиническим специальностям для лечебно-профилактических учреждений. Аспирант обязан сдать экзамен кандидатского минимума и защитить диссертацию на ученую степень кандидата наук.

Для обеспечения высокого качества учебного процесса, развития у студентов навыков самостоятельной работы и умения на практике применять полученные ими знания предусматриваются следующие формы учебной работы: лекции, самостоятельная работа студентов в лабораториях, клиниках, учебных кабинетах и библиотеках, практические занятия в клиниках, лабораториях, на семинарах, курсовые работы под руководством профессора и преподавателей, производственная практика в клиниках, больницах, лабораториях и т. д., консультации профессоров, доцентов и ассистентов, учебные экскурсии. Учебный год делится на осенний и весенний семестры, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией.

В медицинских вузах повсеместно принята курсовая система занятий. Все изучаемые предметы распределены в определенной последовательности по курсам и семестрам, и без успешного завершения изучения всех предметов данного курса студент не может быть переведен на следующий курс. Учебные планы первых 5 семестров (2,5 года обучения лечебного, педиатрического и санитарного факультетов), предусматривающие общетеоретическую подготовку студентов, в общем почти одинаковы как по перечню, так и по объему изучаемых дисциплин, с небольшими отклонениями в зависимости от профиля факультета. Учебный план этих же семестров на стоматологическом факультете имеет более узкий объем преподавания тех же дисциплин. На 3-м курсе начинается преподавание первых клинических дисциплин — пропедевтики внутренних болезней и хирургии, а также на всех факультетах начинается подготовка и по некоторым профильным дисциплинам.

Для клинического обучения характерен принцип сочетания глубокой теоретической подготовки с разносторонними практическими навыками студента по каждой из клинических дисциплин. В клиниках основным методом работы студентов является курация больных с последующей защитой академической истории болезни. В процессе курации студенты самостоятельно выполняют все необходимые клинико-диагностические исследования, участвуют в операциях, патологоанатомических вскрытиях и конференциях.

Так как основным звеном советской системы здравоохранения является поликлиническая служба, особое место в клинической подготовке студентов мед. институтов занимает поликлиническое обучение. На всех клинических кафедрах поликлиническому обучению отводится от 25 до 50% учебного времени.

Учебные планы и программы непрерывно совершенствуются. Большое внимание уделяется преподаванию философии и научного атеизма; введен ряд новых дисциплин: в курс биологии — общая генетика, в курс микробиологии — вирусология и иммунология, в пропедевтику внутренних болезней — специальный курс диагностической медицинской и лечебной аппаратуры, в курс нервных болезней — медицинская генетика, в курс психиатрии — медицинская психология; введен новый курс биофизики.

Подготовка специалистов на фармацевтических факультетах осуществляется по специальным учебным планам, в которых, помимо специальных дисциплин и общественных наук, большое внимание уделено химическим дисциплинам. Большое место в подготовке врачей и провизоров занимает производственная и учебная практика.

Окончившим медицинский институт считается студент, выполнивший полностью учебный план, сдавший все зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом, и выдержавший государственные экзамены. По окончании института молодых
специалистов направляют на работу согласно государственному плану распределения. Им выдается удостоверение, а по истечении года работы — диплом по представлении производственной характеристики с места работы.

Коллективы медицинских институтов, имеющие в своем составе ученых по различным специальностям, помимо подготовки врачей, стоматологов и фармацевтов, ведут большую научно-исследовательскую работу. Многие кафедры являются крупными научно-исследовательскими центрами и имеют в своем составе специальные проблемные лаборатории. За последние годы во многих крупных медицинских вузах открыты центральные научно-исследовательские лаборатории. Во всех институтах имеется студенческое научное общество. Членом общества может быть каждый студент, успешно совмещающий учебу с занятиями в научных кружках. Почти ежегодно в Москве и других городах организуются научные конференции, на которых студенты выступают со своими научными докладами.

Профессора и преподаватели вузов оказывают большую помощь органам здравоохранения, ведут организационную и консультативную работу, руководят специализацией и усовершенствованием врачей. Под руководством кафедр многие практические врачи ведут научную работу.

В институтах проводится большая политико-воспитательная работа со студентами. Идейное воспитание студентов осуществляется прежде всего в процессе учебной работы на каждой кафедре, особенно на кафедрах общественных наук, а также во внеучебное время. Среди студентов, медицинских вузов широко развиты спорт, художественная самодеятельность, туризм. Систематически организуются всесоюзные и республиканские студенческие спартакиады. Многие институты имеют туристские базы и лагеря для студентов.

Студенты-медики имеют широкие международные связи. В медицинских институтах СССР обучается много студентов из разных стран Европы, Азии и Африки; группы советских студентов обучаются за рубежом.

После Великой Октябрьской социалистической революции руководство средним медицинским образованием осуществлял Наркомздрав. В годы гражданской войны был организован ряд краткосрочных курсов в системе Наркомздрава и Военно-санитарного управления, готовивших специалистов для обслуживания нужд Красной Армии, борьбы с эпидемиями, охраны материнства и младенчества, санитарного просвещения и т. д. В 1922 г. средние медицинские учебные заведения перешли в ведение Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. В этот период начали создаваться фельдшерско-акушерские школы, школы сестер по уходу за больными, сестер по охране материнства и младенчества и курсы по переквалификации ротных фельдшеров. В 1926 г. на II Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию было принято решение о создании вместо шкод техникумов по подготовке среднего медицинского персонала всех категорий.

В целях повышения ответственности органов здравоохранения за подготовку медицинских кадров и осуществление связи между учебной работой и практической деятельностью лечебных учреждений в 1930 г. руководство средним медицинским образованием было вновь передано в ведение наркомздравов союзных республик. Одновременно был взят курс на узкую специализацию. В 1932 г. техникумы готовили специалистов по 13 профилям. Впервые началась подготовка рентгенотехников, лаборантов, помощников санитарных врачей. В этот период стали открываться вечерние и заочные отделения. До 1936 г. система подготовки средних медицинских работников в союзных республиках была различной как по профилям подготовки, так и по срокам обучения.

Единая система среднего медицинского образования в СССР была впервые определена постановлением СНК СССР от 8.IX.1936 г. «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров». Медицинские техникумы были реорганизованы в школы по подготовке фельдшеров, фармацевтов, зубных врачей, акушерские школы, школы медицинских и ясельных сестер и курсы медицинских лаборантов и зубных техников. В дальнейшем среднее медицинское образование претерпевало неоднократные реорганизации, связанные с задачами развития сети лечебно-профилактических учреждений и улучшения медицинского обслуживания населения. Особенно большие изменения были осуществлены в годы Великой Отечественной войны, когда повысилось значение средних медицинских кадров и увеличилась потребность в их подготовке. В этот период все медицинские школы перешли на сокращенный срок обучения, большое количество медицинских сестер готовили курсы Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Начиная с 1954 г. осуществляются мероприятия по унификации среднего медицинского образования. Все средние медицинские учебные заведения стали называться медицинскими училищами. Упорядочены сроки обучения (табл. 3).

В соответствии с потребностью лечебно-профилактических учреждений в кадрах проводится подготовка специалистов более широкого профиля: фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, медицинских сестер, медицинских лаборантов, медицинских сестер для детских лечебно-профилактических учреждений, фармацевтов, зубных врачей, зубных техников, техников по монтажу, ремонту и эксплуатации рентгеновской и электромедицинской аппаратуры. Подверглись коренной переработке все программы. В новых учебных планах увеличилось количество часов для изучения предметов общемедицинского и специального циклов и прохождения учебно-производственной практики и т. д.

Сеть средних медицинских учебных заведений равномерно распределена по территории Советского Союза. Каждая союзная и автономная республика, область и край в настоящее время обеспечиваются средними медицинскими кадрами в основном из выпусков учащихся своих средних медицинских учебных заведений. В целях расширения подготовки медицинских сестер и приближения их подготовки к месту последующей работы в городах, не имеющих медицинских училищ, разрешено на базе крупных больниц открывать филиалы медицинских училищ.

См. также Медицинские кадры, Научно-исследовательские институты.