Контакт между семьей и детским садом

Страницы: 1 2 3

Наказывать ребенка и в детском саду и в семье лучше в отсутствие других детей, не фиксируя их внимания на том, что провинившийся хуже их, не развивая у них злорадства. Если все же приходится наказать ребенка в присутствии других детей, и им и провинившемуся должно быть внушено, что наказанием он искупил свою вину и теперь является полноправным членом коллектива.

Никогда нельзя наказывать ребенка в запальчивости. Даже справедливое наказание в этом случае не воспринимается ребенком как искупление, а лишь как проявление «злости» взрослого. Если ребенок сделал что-либо недозволенное и его постигла неприятность, нельзя говорить: «Будешь знать, так тебе и надо» и т. п., следует в этом случае спокойно сказать: «Видишь, к чему приводят твои поступки, и мне и тебе это неприятно, я уверен, что ты больше не будешь этого делать».

Если ребенок в детском саду был наказан, нельзя дома говорить ему, что он был наказан неправильно (если даже родители так считают). Но не надо и дополнительно наказывать ребенка, так как за один проступок не должно быть двух взысканий. Воспитатель детского сада или применяет наказание сам, или, если он считает, что в данном случае это целесообразнее, заявляет о поступке ребенка родителям с просьбой применить соответствующие меры и указывает, какие именно.

Если воспитатель считает, что ребенок был наказан родителями незаслуженно или не так, как следовало, об этом никогда нельзя говорить при ребенке. Нередко бывает так: воспитатель, накануне жаловавшийся матери на ребенка и требовавший «принять меры», на следующий день, узнав, что родители применили физическое наказание, возмущается и грозит им всякими карами. Такой конфликт в лучшем случае дезорганизует родителей, которым казалось, что они выполнили требование воспитателя, а в худшем — вызывает недовольство отца и матери работниками детского сада, нарушая столь необходимый дружеский контакт с ними, и на ребенке, косвенном виновнике конфликта, родители потом нередко вымещают свой гнев.

Если, кроме того, такой конфликт происходит при ребенке, или он потом узнает о нем, уважение и к воспитателям, и к родителям оказывается подорванным, ребенок перестает подчиняться и тем и другим, а совершив проступок, пытается прибегнуть к защите одной из «сторон».

Как требования родителей к работникам детского сада, так и педагогические или иные указания воспитателей родителям должны быть сделаны в очень тактичной, доброжелательной форме.

Необходимо коснуться здесь связи детского сада и школы. Ребенок обычно, еще будучи в детском саду, задолго до поступления в школу начинает думать о ней, говорить о школе, внутренне готовиться к началу школьной жизни. Надо правильно использовать эту внутреннюю готовность дошкольника, претворяя ее в реальную подготовленность к этому событию.

Готовя ребенка к школе, родители и воспитатели сообщают ему определенную сумму знаний, а также постепенно готовят к выполнению школьного режима.

Сейчас уже теоретически и практически доказана целесообразность обучения старших дошкольников элементам грамоты и счета. У нормально развитого ребенка уже в 5—6 лет, а у многих и раньше есть и желание, и возможность усвоить эти знания. Занятия грамотой и счетом тренируют умственные способности ребенка, приучают к умственному труду. Кроме того, если ребенок придет в I класс ничего не зная, он будет чувствовать себя глупее детей, уже овладевших определенными знаниями еще до школы. Ребенок, пришедший в школу подготовленным, чувствует себя уверенней, он легко входит в ритм школьной жизни, привыкает с первых дней к хорошим оценкам.

Особенно необходимо готовить к школе детей робких, застенчивых, не уверенных в себе. Если по каким-либо причинам такой ребенок не был до школы ничему обучен, мы рекомендуем даже отсрочить на год его поступление в школу, но это не лучший выход, так как ребенок может в дальнейшем чувствовать себя среди одноклассников переростком.

Так как на первых порах в школе самым трудным, особенно для детей с возбудимым типом нервной системы, является необходимость тормозить проявление своей активности во время уроков, одновременно с обучением дошкольника грамоте и счету его надо постепенно приучать и к школьному режиму, в частности умению в продолжение всего урока не отвлекаться, не заниматься посторонними делами. Поэтому занятия с дошкольниками проводятся приблизительно той же длительности и с такими же перерывами для отдыха, как и у первоклассников.

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что тесный дружеский контакт между семьей и детским садом и преемственность в методах обучения и воспитания между детским садом и школой являются необходимым условием предотвращения нервных срывов у ребенка.