Почему ребенок становится неврастеником

Страницы: 1 2 3 4

В предыдущих главах, когда мы говорили об ошибках в воспитании, способствующих возникновению неврозов у ребенка, о различных механизмах их возникновения и методах предупреждения невроза, мы в первую очередь и имели в виду профилактику и устранение именно неврастенических реакций. Поэтому сейчас, говоря о неврастении, раньше чем переходить к дальнейшему изложению, мне хочется лишь напомнить важнейшие из рассмотренных ранее положений, являющихся основой профилактики неврастении у дошкольников.

Выше говорилось о том, какие три физиологических механизма (перегрузка процесса возбуждения, или перегрузка торможения, или их сшибка) вызывают нервный срыв; что не так важен сам характер или сила раздражителя, как то значение, которое придают ему взрослые в глазах ребенка; как важно не закреплять тех или иных нервных проявлений, следить, чтобы ребенку всегда приятнее и «выгоднее» было быть спокойным и здоровым, чем нервным и больным. Говорилось также о том, почему важно и как можно отучить детей плакать или злиться. Указывалось на то, что надо приучить ребенка подчиняться не крику, а смыслу спокойно сказанных слов, как укрепить вторую сигнальную систему и ее неразрывную связь с первой и эмоциональной сферой ребенка. Мы говорили, почему не надо излишне ограничивать свободу ребенка, без нужды пользоваться словами «нет» или «нельзя», злоупотреблять наказаниями, ограничивающими свободу и подвижность ребенка («истязание тормозного процесса»). Останавливались и на том, почему нельзя применять различные (то похвала и награда, то порицание и наказание) воздействия за аналогичные поступки или проступки и отчего при этом возникает нервный срыв.

В дополнение к этим основным вышеразобранным положениям, имеющим значение для предупреждения всех детских неврозов и в том числе неврастении в первую очередь, мы остановимся еще на некоторых моментах, способствующих возникновению неврастении.

В снижении порога возбудимости нервной системы, т. е. в возникновении неврастении, существенную роль играют частые и сильные эмоциональные переживания неприятного характера.

Эмоциональная сфера ребенка (как и его навыки, привычки) в значительной мере воспитывается под влиянием подражания окружающим его взрослым. Поэтому, если ребенок растет в атмосфере нервозности, если он постоянно наблюдает проявление отрицательных эмоций (раздражение, обидчивость, страх и т. п.) у взрослых, он перенимает их и становится неврастеником, даже если эмоции взрослых и не направлены на самого ребенка.

Воспитывая ребенка, мы стараемся передать ему определенные знания, тренируем его память, прививаем ему нужные трудовые навыки, нормы поведения, закаливаем физически его организм, но почему-то начисто забываем о воспитании эмоциональной сферы, о том, что ребенка нужно научить не только целесообразно управлять своими мускулами, пользоваться ножом, счетами, читать, считать, рисовать и т. п., но и владеть своими переживаниями.

Отсутствие такого воспитания и тренировки приводит к тому, что даже нормальные взрослые люди, за редким исключением, не умеют создавать себе нужное настроение, не испытывать бессмысленного раздражения или страха, засыпать, ложась в кровать, и т. п. Лишь в самое последнее время мы стали пропагандировать приемы так называемого аутотренинга, т. е. обучения владению своими вегетативно-эмоциональными функциями. Такие тренировки в виде обучения произвольному расслаблению своих мышц, представлению чувства тепла, распространяющегося по тому или иному участку тела, умению мимикой, позой и голосом выражать заданное настроение и тому подобные упражнения должны входить в комплекс ежедневных физкультурных занятий дошкольников.