Ошибки в воспитании маленького ребенка — одна из основных причин развития невроза

Страницы: 1 2

В обычных, привычных для данного общества условиях жизни и воспитания ребенка эти влияния не замечаются нами и нам начинает казаться, что формирование личности ребенка обусловлено в первую очередь «естественным» развитием. В тех редких случаях, когда обстоятельства или чужая воля резко ломают обычные условия жизни ребенка, маскировка срывается и обнажается сила этих внешних влияний.

Сейчас известно свыше 30 проверенных и изученных случаев воспитания детей похитившими их зверями (волками, медведями, леопардом и др.). И характерно, что дети, проведшие первые годы своей жизни в «звериной» обстановке, не только переняли повадки своих «опекунов»-зверей, но и оказались совершенно неспособными к последующему полноценному человеческому развитию. Так, воспитанная волчицей индийская девочка Камала, найденная в семи-восьмилетнем возрасте и прожившая затем под специальным наблюдением в детском приюте до семнадцати лет (когда она умерла), за все время обучения выучила 45 слов (за первые 4 года только 6 слов), научилась вертикальной походке, но только в спокойном состоянии (при волнении и спешке бежала на четвереньках), и достигла умственного развития приблизительно трехлетнего ребенка. Другие дети, подобранные в звериных логовах, выживали после возвращения их в общество людей менее длительные сроки и почти совершенно не обнаруживали способности к развитию речи и человеческого мышления. Нам кажется возможным согласиться с проф. Б. Ф. Поршневым, считающим, что мозг этих детей как бы израсходовал себя на сложное приспособление к необычным звериным условиям существования и уже оказался неспособным к нормальному человеческому развитию.

Другой пример. В прессе США в 1951—1953 годах были помещены сообщения и снимки маленьких детей Бубба и Кети Тонгей. Отец их в погоне за наживой и сенсацией стал учить своих детей плавать с грудного возраста. Жертвуя их нормальным физическим и психическим развитием, он добился того, что уже в десятимесячном возрасте они проплывали под водой около 6 м, в возрасте двух лет ежедневно проплывали по 8 км, а спустя пару лет могли проплыть 30 км, прыгать в воду со связанными конечностями и завязанными глазами с высоты 10 м и выполнять ряд других упражнений, недоступных даже первоклассным взрослым пловцам. Не останавливаясь здесь на моральной оценке такого «воспитания», уже приведенной советской прессой, мы хотели на этом чудовищном примере показать, как пластичен детский организм и его нервно-психические функции. Ведь для своих экспериментов Тонгей не отбирал каких-либо особенно приспособленных к плаванию детей, а взял то, что ему случайно досталось в руки, т. е. своих собственных сына и дочь.

Таких примеров самого разнообразного характера можно было бы привести множество, но и двух вышеуказанных нам кажется достаточно, чтобы показать, какие огромные возможности кроются в воздействии на ребенка воспитания и среды.

Возможности, которыми располагают родители и воспитатели в формировании и закреплении у ребенка определенных особенностей, зависят не только от огромной пластичности его нервной системы, но и от того, что лишь в раннем детстве мы можем по своему усмотрению создавать «социальные условия» жизни ребенка: создавать нужную нам обстановку, при которой положительным подкреплением (удовольствием, похвалой, наградой) поддерживаются и закрепляются желательные нам проявления ребенка, а отрицательным подкреплением (неприятностью, порицанием, наказанием) тормозятся нежелательные поступки.

Говоря о методах предупреждения и искоренения неврозов у детей, мы почти не будем останавливаться на роли режима дня, личной гигиены, физкультуры и др. не потому, что они не имеют существенного значения для укрепления нервной системы ребенка, а лишь потому, что эти вопросы уже многократно освещались в печати и известны большинству родителей.

Многое из того, что мы будем в дальнейшем излагать, еще не общепризнанно, требует проверки и уточнения, и в первую очередь в практике воспитателей и родителей. Наша цель — заставить воспитателей и родителей задуматься над этими вопросами, а может быть, и критически переосмыслить некоторые традиционные взгляды на методы воспитания детей.