Механизм возникновения неврозов и реактивных состояний у дошкольников

Страницы: 1 2 3 4 5

Говоря о ведущей и обычно недоучитываемой роли отношения взрослых к пугающим ребенка событиям, мы должны подчеркнуть, что у ребенка могут быть и душевные переживания, настоящее горе, вызванные действительно трагическим событием, например смертью матери. Но и тут лаской и спокойным разъяснением можно утешить ребенка или во всяком случае не дать перерасти этому душевному состоянию в тяжелый, стойкий невроз.

Совсем маленькие дети часто боятся всего нового, неизвестного. Этот страх основан, как указывал И. П. Павлов, на оборонительном рефлексе. Однако спокойное отношение взрослых к новым впечатлениям показывает ребенку, что в них нет ничего опасного, и быстро приучает ребенка не бояться их.

Закрепляется нервное состояние и становится стойким обычно в тех случаях, когда нервность приносит ребенку реальные или моральные выгоды. Этого мы уже слегка касались в одной из предыдущих глав, а подробнее остановимся в следующей главе, посвященной истерическим реакциям.

Здесь мы приведем лишь один из типичных примеров возникновения и закрепления реактивного невроза.

К нам в диспансер на консультацию направлен студент с тяжелым заиканием. По рассказу больного, он стал заикаться с пятилетнего возраста, после того как отец наказал его за какую-то провинность, а стойким заикание стало спустя два года, когда его в драке поколотили одноклассники.

Очень часто подобные факты считают причинами заикания или другого невроза. Однако трудно поверить, что здоровый, крепкий мальчик (каким рос наш пациент) стал на всю жизнь заикой оттого, что его наказал отец или что он подрался со сверстниками. Кто в детстве не переживал наказаний, драк и тому подобных «психических травм»?

Мы вызвали на прием мать юноши и от нее узнали дополнительные подробности рассказанных больным событий. Сын рос крепким, озорным ребенком. Однажды он вымазал дегтем кошку и пустил ее в комнату. Перепуганная кошка носилась по комнате, оставляя на всем, к чему она прикасалась, несмываемые черные следы. Узнав об этом, отец наказал сына (кстати, мальчика наказывали и раньше и гораздо строже, но это не вызывало у него заикания или других нервных проявлений). Когда отец стал спрашивать сына, будет ли он озорничать, еще не успокоившийся, всхлипывающий после наказания ребенок, естественно, ответил прерывающимся голосом. Присутствующая при этом мать закричала отцу: «Ты его заикой сделаешь своим обращением, видишь он говорить не может!» Растерявшийся и испугавшийся отец стал упрашивать сына успокоиться, заверять, что больше его наказывать не будет, почти извиняться перед ним.

Тем самым «заикание» неожиданно оказалось для ребенка крайне выгодным: оно служило ему орудием мести отцу, которого он считал в эту минуту своим обидчиком. Не будь этого обстоятельства, ребенок, как обычно, через пару минут успокоившись и перестав всхлипывать, забыл бы о наказании, а тут заикание закрепилось и стало возобновляться каждый раз, когда родители что-либо запрещали сыну. Родители, считая себя виновниками заболевания сына, при малейшем возобновлении заикания сразу же шли на любые уступки. Когда спустя два года мальчика поколотили сверстники, у него уже была закреплена истерическая привычка на обиду и боль отвечать заиканием, и оно стало постоянным и стойким.

Невроз может возникнуть и от перегрузки торможения, когда ребенка заставляют все время сдерживаться, тормозить свою активность. Это происходит в тех семьях и детских садах, где основным методом воспитания являются окрики: «Нельзя!», «Перестань!», «Не трогай», «Сиди смирно!»

Чем младше ребенок, тем слабее у него развит тормозной процесс, тем труднее ребенку себя сдерживать, тем необходимее для него частые переходы от спокойного состояния к активным действиям, подвижной игре.