Невропатия

Невропатия (синоним: эндогенная нервность, невропатическая конституция, врожденная нервность) — понятие, обозначающее врожденную или рано приобретенную аномалию развития нервной системы, результат повреждения церебральных функций. Клинически характеризуется функциональными соматическими расстройствами, вегетативной дистонией и нервно-психическими нарушениями, центральное место среди которых занимает синдром раздражительной слабости (сочетание повышенной возбудимости с быстрой истощаемостью).

Причины невропатии — наследственная отягощенность нервно-психическими заболеваниями, неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода (патология беременности, инфекции, интоксикации и соматические болезни матери), асфиксия во время родов, частые инфекции, диспепсия и травмы головы в первые месяцы жизни ребенка.

Признаки невропатии обнаруживаются на ранних этапах развития ребенка. В грудном и ясельном возрасте дети беспокойны, крикливы, медленно прибавляют в весе, плохо засыпают, просыпаются под действием незначительных тактильных и слуховых раздражителей, вздрагивают во сне. Нередко появляются неожиданные рвоты, срыгивания, поносы или запоры.

В дошкольном возрасте отмечаются нарушения аппетита, двигательная расторможенность или вялость, непоседливость, чрезмерная отвлекаемость. Дети выглядят бледными, хрупкими, неумело пользуются навыками самообслуживания, равнодушно относятся к еде. Даже обычные дисциплинарные требования вызывают у них недовольство, страх или бурный протест с речевым возбуждением и слезами. Психические травмы и семейные конфликты являются причинами преходящих или стойких психогенных нарушений, которые приобретают форму наиболее типичных для этого возраста невротических реакций: ночных страхов, боязни темноты, заикания, ночного недержания мочи. В более редких случаях может развиться упорная невротическая рвота. Дети склонны к истерическим реакциям, которые выражаются в виде приступов неудержимых рыданий, всхлипываний, громкого плача, демонстративных, размашистых движений руками и ногами. Реже встречаются истерический кашель, мутизм (задержка речи), судорожное глотание, обморочные состояния.

В школьные годы на первый план выступает психический компонент невропатии. Характерна эмоциональная неустойчивость: лабильность настроения, несдержанность, повышенная раздражительность, обидчивость. Дети быстро утомляются, их работоспособность снижена, они легко увлекаются новыми идеями и занятиями, но редко доводят начатое дело до конца. В отношениях с окружающими может проявляться то упрямство и грубость, то неуместная стеснительность и тревожность. Невротические реакции разнообразны и в большинстве случаев динамичны: тик (см.), навязчивые страхи и движения, ипохондрические мысли (см. Ипохондрический синдром), снижение или даже отсутствие аппетита (анорексия), беспредметное беспокойство. Психическое утомление сопровождается чувством бессилия, физической слабости, головной болью, головокружением. В этом возрасте часто проявляются функциональные расстройства со стороны сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, которые относятся к собирательному понятию «невроза органов» (невроз сердца, желудка, дискине-зии желчевыводящих путей, спастический колит и т. д.).

Наиболее ответственным с точки зрения дальнейшего формирования личности является пубертатный период (см. Возраст). В большинстве случаев под влиянием гормональных и метаболических изменений (см. Обмен веществ и энергии) в организме ребенка, характерных для этого периода, а также воспитательных мер происходит сглаживание признаков невропатии. Одновременно подвергаются обратному развитию невротические симптомы и психопатические формы поведения. В более редких случаях патогенные факторы наследственного и врожденного происхождения в сочетании с психическими травмами и дефектами воспитания приводят к нарастанию тяжести невротических расстройств или формированию психопатической личности (невротическое и психопатическое развитие личности).

Лечение невропатии носит комплексный медико-педагогический характер. В грудном возрасте не рекомендуется прибегать к лекарственным средствам. На несколько дней можно назначать бромид натрия 1% — 200,0 и кофеин-бензоат натрия 0,05 г по 1 чайной ложке 3 раза в день. В дошкольном возрасте назначают поливитамины, клизмы с сульфатом магния (десертная или столовая ложка 25% раствора на Ч3 стакана воды температуры тела с добавлением 5—10 мл вазелинового масла). Подросткам и более старшим детям под непосредственным наблюдением врача проводится лечение «малыми» транквилизаторами: либриум (элениум) 10—30 мг в сутки, седуксен 5—20 мг в сутки. При состояниях эмоционального напряжения, страхах и двигательной расторможенности — аминазин 25—100 мг в сутки.

Профилактика невропатии состоит в обеспечении нормальных условий беременности, поскольку невропатия обычно связана с неблагоприятными условиями развития плода (см. Антенатальная охрана плода). После рождения ребенка профилактикой невропатии являются меры воспитательного и гигиенического характера. Необходима рациональная организация занятий и отдыха ребенка, большую роль играет и рациональное питание.