Планирование здравоохранения

Страницы: 1 2

Разрабатываются планы здравоохранения Союза ССР, союзных республик, автономных республик, краев, областей, городов, районов, медицинских учреждений. В зависимости от времени, на которое рассчитаны планы, различают перспективное и текущее планирование. Кроме того, могут разрабатываться комплексные планы по отдельным проблемам (оздоровительные мероприятия, борьба с инфекционными болезнями и т. д.).

План здравоохранения строится по определенному перечню утверждаемых и расчетных показателей. Первые утверждаются Советом Министров СССР (республики) и носят директивный характер; они входят в установленные формы планов на всех его уровнях. К расчетным показателям относится число коек общее и по специальностям, число медицинских кадров на 10 000 населения, число амбулаторно-поликлинических посещений на 1000 жителей, число населения на территориальных и цеховых врачебных участках, число дней использования больничных коек и др. Они разрабатываются по формам плана, рекомендуемым Министерством здравоохранения СССР.

В Министерстве здравоохранения СССР и министерствах здравоохранения некоторых союзных республик имеются планово-финансовые управления, в министерствах здравоохранения большинства союзных республик и автономных республик, а также в краевых, областных и крупных городских отделах здравоохранения — отделы (секторы), инспекторы по планированию.

Составление проектов плана здравоохранения на основе полученных директив и установок начинается с районного звена. Главный врач района (заведующий райздравотделом) на основе полученных проектов планов от подведомственных учреждений составляет проект плана развития здравоохранения района и направляет его в районный плановый отдел, райисполком и областной отдел здравоохранения. Районный плановый отдел представляет в райисполком сводный план развития местного хозяйства, культурного развития, включая и план здравоохранения района. Райисполком его рассматривает и после утверждения направляет в вышестоящие административные и плановые органы. В таком же порядке план разрабатывается, рассматривается и представляется далее соответствующими областными и республиканскими органами. В заключительной стадии Госплан СССР на основе планов, полученных от советов министров союзных республик, министерств и ведомств СССР (в том числе и из Минздрава СССР), представляет в Совет Министров СССР проект народнохозяйственного плана. Совет Министров СССР после одобрения плана вносит его на утверждение Верховного Совета СССР. После утверждения плана Верховным Советом СССР он становится директивой, обязательной для всех ведомств и организаций, и направляется последовательно в нижестоящие звенья для уточнения и исполнения.

За выполнением плана осуществляют контроль вышестоящие органы.

Особенностью плана районного звена (города) является то, что задачи плана в нем устанавливаются для каждого учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, диспансера, родильного дома, фельдшерско-акушерского пункта и т. д.).

Из учреждений, возглавляемых средним медперсоналом, в плане города и района предусматривается число фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских (фельдшерских, акушерских) пунктов, колхозных родильных домов, а также число должностей среднего медперсонала в них. В общем числе фельдшерских   здравпунктов   выделяется число самостоятельных здравпунктов; фельдшерско-акушерские (фельдшерские, акушерские) пункты планируются раздельно для городов и сельской местности.

Организация фельдшерских здравпунктов — см. Здравпункт. Организация фельдшерско-акушерских пунктов — см. Фельдшерско-акушерский пункт.

Объем деятельности фельдшерско-акушерского (фельдшерского, акушерского) пункта устанавливается в едином плане сельского врачебного участка, в состав которого входит фельдшерско-акушерский пункт, а фельдшерского здравпункта — в комплексном плане оздоровительных мероприятий предприятия в разделе деятельности медико-санитарной части, объединенной больницы, поликлиники, амбулатории, в состав которых входит фельдшерский здравпункт.