Организация питания в детских дошкольных учреждениях

Страницы: 1 2 3 4

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, посещающих детские дошкольные учреждения, одно из первых мест занимает рациональное питание. От того, насколько четко и правильно будет построено питание в дошкольном учреждении, во многом зависит физическое развитие детей, их работоспособность, состояние иммунологической реактивности, уровень заболеваемости.

Питание в детских дошкольных учреждениях должно строиться в зависимости от возраста, длительности пребывания детей в учреждении, состояния их здоровья. Большинство детей находится в учреждении от 9 до 12 ч, однако часть детей посещают группы с круглосуточным пребыванием, и их питание в течение недели полностью обеспечивается дошкольным учреждением. Имеются санаторные дошкольные учреждения для детей с туберкулезной интоксикацией, малыми и затихающими формами туберкулеза, где питанию принадлежит ведущая роль в организации лечебно-оздоровительной работы. В последние годы в дошкольных учреждениях широко организуются группы для часто болеющих детей, для которых правильная организация питания также имеет немаловажное значение.

В связи с различной потребностью детей до 3 лет и старше в основных пищевых веществах и энергии наборы продуктов, рекомендуемые для детских дошкольных учреждений, построены с учетом этого возрастного деления. Для санаторных дошкольных учреждений разработаны специальные наборы продуктов, позволяющие обеспечить ослабленных детей необходимыми пищевыми веществами (таблица 27).

Таблица 27

Нормы питания детей в дошкольных учреждениях (из расчета г/день на одного ребенка)

Продукты Учреждения с длительностью пребывания Санаторные дошкольные учреждения
Группы детей до 3 лет Группы детей от 3 до 7 лет Группы детей до 3 лет Группы детей от 3 до 7 лет
9— 10,5 ч 12— 24 ч 9— 10,5 ч 12 ч 24 ч
Хлеб пшеничный 55 60 80 110 110 70 110
Хлеб ржаной 25 30 40 60 60 30 60
Мука пшеничная 16 16 20 25 25 16 25
Мука картофельная 3 3 3 3 3 3 3
Крупа, бобовые, макаронные изделия 20 30 30 45 45 35 45
Картофель 120 150 150 220 220 150 150
Овощи разные 180 200 200 250 250 300 300
Фрукты свежие 90 130 60 60 150 250 350
Фрукты сухие 10 10 10 10 15 15 15
Кондитерские изделия 4 7 10 10 10 10 15
Сахар 35 50 45 55 55 50 60
Масло сливочное 12 17 20 23 25 30 35
Масло растительное 5 6 7 9 9 6 10
Яйцо (штук) 0,25 0,5 0,5 0,5 0,5 1 I
Молоко 500 600 420 500 500 700 700
Творог 40 50 40 40 50 50 75
Мясо 60 85 100 100 100 120 160
Рыба 20 25 45 50 50 25 70
Сметана 5 5 5 10 15 20 25
Сыр 3 3 5 5 5 10 10
Чай 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Кофе злаковый 1 1 2 2 2 1 2
Соль 2 2 5 5 8 5 8
Дрожжи 1 1 1 1 1 1 1

Согласно существующему положению, детские ясли и ясельные группы яслей-садов должны принимать детей, начиная с двухмесячного возраста. При организации питания детей первого года жизни необходимо стремиться максимально сохранять грудное вскармливание, своевременно вводить в рацион ребенка соки, витамины, различные виды прикорма; при недостатке грудного молока обеспечить ребенку наиболее рациональное смешанное или искусственное вскармливание, учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья, систематически контролировать соответствие рациона его физиологическим потребностям в основных пищевых веществах.

Каждому ребенку первого года жизни следует назначать индивидуальное питание, определяя необходимое число кормлений, объем пищи, ее состав. Не реже 1 раза в месяц, а при необходимости и чаще, следует проводить расчет химического состава пищи, определять количество белков, жиров, углеводов, фактически получаемых ребенком на 1 кг массы тела, и вносить соответствующую коррекцию. С этой целью в грудных группах на каждого ребенка в возрасте до 9 мес следует вести листы записи питания, в которых врач записывает назначенное питание, а воспитатель отмечает количество пищи, фактически полученное ребенком за каждое кормление.

Дети в возрасте 1—3 лет получают питание в соответствии с возрастными возможностями пищеварительной системы. Разовые и суточные объемы питания должны соответствовать рекомендуемым величинам для детей этого возраста. Кулинарная обработка пищи должна быть щадящей, без использования острых и жареных блюд.

Для детей от 1 до 1,5 лет желательно иметь отдельное меню, предусматривающее соответствующую химическую и механическую обработку, при которой используются пюрированные, протертые, приготовленные на пару блюда.