Правильное вскармливание ребенка на первом году жизни в значительной мере облегчает организацию питания в последующие возрастные периоды. В возрасте 1—3 лет происходит переход от вскармливания к питанию взрослого человека, что обусловлено ростом ребенка, совершенствованием строения его органов и систем, активизацией и дифференциацией физиологических функций.
Прежде всего у детей после года жизни происходят значительные изменения в системе пищеварения: увеличивается емкость желудка, формируются и активно функционируют все слюнные железы, развивается жевательный аппарат. К году у ребенка имеется уже 8 зубов. К 1 году 8 мес — 2 годам появляются коренные зубы, что позволяет вводить в рацион малыша пищу, требующую пережевывания. Процесс жевания очень сложен, и не все дети сразу привыкают к твердой пище кусочками и хорошо жуют. Для того, чтобы приучить ребенка к этому процессу, надо постепенно и настойчиво включать в его рацион все более и более густую пищу. Развитие акта жевания имеет очень большое значение, так как в этот момент усиливается выработка пищеварительных соков. Кроме того, в указанном возрасте происходит дальнейшее развитие ферментативной функции пищеварительных желез, дифференцируются вкусовые восприятия, улучшаются процессы переваривания и усвоения пищи.
Однако формирование печени и поджелудочной железы в раннем возрасте еще не заканчивается и требует щажения этих органов, что достигается должным подбором продуктов и их соответствующей кулинарной обработкой.
Для детей второго и третьего года жизни потребность в основных пищевых веществах и энергии иная, чем на первом году. В связи с усиленными метаболическими процессами, повышенным расходом энергии, связанным с развитием активной моторной деятельности ребенка, потребность в основных пищевых веществах становится выше и составляет в сутки: белка 53 г, жира 53 г, углеводов 212 г; калорийность рациона в этом возрасте должна составлять 1540 ккал.
Очень важно предусмотреть в рационе ребенка правильное соотношение основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов), оно должно составлять 1:1:4. Важно также, чтобы 70 % белков приходилось на долю белков животного происхождения, что позволяет обеспечить пластические функции быстро растущего организма и интенсивное формирование центральной нервной системы.
Определяя общее количество жира в рационе ребенка, нельзя забывать о важности правильного соотношения жиров животного и растительного происхождения. С учетом необходимости поступления с пищей определенных количеств полиненасыщенных жирных кислот, чрезвычайно важных для растущего организма, доля растительных жиров для детей в возрасте от 1 до 3 лет должна составлять 10 % от общего количества жиров; при этом доля линолевой кислоты составит 4 % от общей калорийности.
Учитывая физиологические особенности и характер метаболических процессов у детей в возрасте от 1 до 3 лет, определены их потребности в основных минеральных веществах (кальции, фосфоре, магнии, железе) и витаминах.
Для удовлетворения потребностей детей в основных пищевых веществах, витаминах, минеральных солях важно предусмотреть необходимое количество продуктов, учесть их качество и полезность для детского организма и определить оптимальные соотношения в суточном рационе.
Приводим примерный суточный набор продуктов для детей от 1 до 3 лет, отвечающий физиологическим потребностям в основных пищевых веществах и энергии организма ребенка данного возраста.
Суточный набор продуктов для детей от 1 до 3 лет (г):Хлеб пшеничный | 60 |
Хлеб ржаной | 30 |
Мука пшеничная | 16 |
Мука картофельная | 3 |
Крупа, бобовые, макаронные изделия | 30 |
Картофель | 150 |
Овощи разные | 200 |
Фрукты свежие | 130 |
Фрукты сухие | 10 |
Кондитерские изделия | 7 |
Сахар | 50 |
Масло сливочное | 17 |
Масло растительное | 6 |
Яйцо (шт.) | 0,5 |
Молоко | 600 |
Творог | 50 |
Мясо | 85 |
Рыба | 25 |
Сметана | 5 |
Сыр | 3 |