Правильная организация питания предусматривает поступление в организм не только достаточных количеств пищевых веществ, но и их определенный качественный состав, соответствующий адаптационным возможностям желудочно-кишечного тракта ребенка и уровню его обменных процессов. Это положение получило название концепции сбалансированного питания. [Покровский А. А., 1966]. Оно предусматривает определение абсолютных количеств каждого из пищевых факторов и их строгое соотношение между собой при учете физиологических и биохимических особенностей организма ребенка. В ходе индивидуального развития организма эти взаимоотношения меняются, что и определяет величины возрастной потребности человека в пищевых веществах и энергии. В связи с этим в каждом возрастном периоде необходима своя особая формула питания. Она определяется уровнем обменных процессов, меняющихся в ходе биохимического созревания организма ребенка, физиологическими особенностями желудочно-кишечного тракта, возможностью адаптации к пище по мере роста и развития ребенка.
Через определенные промежутки времени физиологические нормы потребности в основных пищевых веществах и энергии пересматриваются, что диктуется необходимостью учета меняющихся социально-биологических условий и новым уровнем методических подходов к изучению метаболических процессов в организме человека.
В Институте питания АМН СССР на протяжении последних лет проводились исследования по уточнению физиологической потребности детей в основных пищевых веществах и энергии, которые были затем утверждены Минздравом СССР в 1982 г. [Фатеева Е. М., Ладодо К. С., 1985; Ладодо К. С. и др., 1986, 1987].
Учитывая высокие темпы роста и развития, свойственные детям раннего и особенно грудного возраста, потребность в основных пищевых веществах и энергии определена на первом году жизни для трех возрастных периодов (0—3, 4 —6 и 7—12 мес), на 1 кг массы тела ребенка и с учетом вида вскармливания.
Важнейшим показателем потребности в пище прежде всего являются энерготраты. Суточная потребность детей в энергии с возрастом меняется, что видно из нижеследующих данных (таблица 1).
Возраст | Энергетическая потребность (ккал) | Энергетическая обеспеченность за счет (%) | |||
на 1 кг массы | в сутки | белков | жиров | углеводов | |
0—3 мес 4—6 мес 7—12 мес 1—3 года |
120 120 115 |
1540 |
8 10 12 14 |
49 45 43 31 |
43 45 45 55 |
Основное количество энергии человек получает за счет углеводов. Дети первых месяцев жизни покрывают свои энерготраты при переваривании углеводов и жиров молока. Так как энергетическая ценность липидов в 2 раза превышает энергетическую ценность углеводов, то доля липидов в удовлетворении потребности в энергии детьми раннего возраста довольно значительна. По мере роста основным источником энергии у детей становятся углеводы.
Очень важным является вопрос об определении потребности детей раннего возраста в белке. Роль белка в жизнедеятельности организма исключительно важна. Белки служат основным пластическим материалом, и поэтому поступление достаточных количеств белка в период интенсивного роста и развития детского организма, в период формирования его органов и систем является особенно необходимым. Белки используются и как энергетический материал. При расщеплении 1 г белка выделяется 4,0 ккал.
Давно установлен факт, что при недостаточном поступлении белка с пищей нарушается его синтез в организме и отмечается дефицит массы тела и роста ребенка. Особенно чувствительны к недостатку белка дети самого раннего возраста [Чистякова В. И., 1967; Васильева Л. П., Гурвич Д. Б., 1973]. Типичным примером белковой недостаточности является такое заболевание, как квашиоркор, При котором отмечается отставание в росте, запаздывание формирования костной системы, нарушение функций печени, задержка психического развития, неуклонное нарастание дистрофии (дефицит массы тела более 20—25 %).