Авторитет и личный пример родителей

Страницы: 1 2 3 4

Воспитать целомудренного человека, конечно, может не каждая семья. Эта важнейшая задача по плечу лишь семье, вся атмосфера жизни которой способствует нравственной, эстетической, трудовой и физической закалке детей, в результате чего успешно осуществляется их половое воспитание — важная сторона человеческих отношений.

В лекции о половом воспитании А. С. Макаренко подчеркивал, что «правильное половое воспитание, как и всякое воспитание человеческого характера, достигается, конечно, на каждом шагу, если вообще правильно организована жизнь семьи, если под руководством родителей растет настоящий человек»*.

И далее: «В вопросах полового воспитания решающими являются не какие-либо отдельные способы, специально предназначенные для полового воспитания, а весь общий вид воспитательной работы, вся его картина в целом»**.

Атмосфера семьи определяет правильное формирование личности в целом, в том числе и ее половой сферы.

Для воспитания высокой нравственности детей важно, чтобы отец и мать сами являлись примером, были бы авторитетны для ребенка. А. С. Макаренко отмечал, что истинный авторитет родителей создается только тогда, когда дети видят политическое и гражданское лицо отца и матери. Он писал: «Они (дети) должны знать, что вы — общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом. И только в том случае эта гордость будет здоровой гордостью, если ее общественная сущность детям понятна, если они не гордятся просто вашим хорошим костюмом, вашим автомобилем или охотничьим ружьем»***. Эта мысль хорошо подтверждается практикой воспитания многих семей и в наши дни.

Как правило, в семьях, где родители добросовестно и творчески трудятся на производстве, пользуются авторитетом у товарищей и детей, там вырастает прекрасная трудолюбивая молодая смена, готовая достойно продолжать дело старших поколений. Такие молодые люди являются образцом нравственного поведения— они скромны, сдержанны, благородны в своих чувствах, им свойственно уважение к старшим, стремление к оказанию любой помощи тем, кто в ней нуждается.

Гражданский авторитет родителей способствует не только воспитанию общественных черт у детей. Он позволяет им понять сущность высокого нравственного поведения родителей, их умения сберегать от разрушения и порчи искренние чувства любви и уважения.

Известно, как гордятся люди, уже достаточно взрослые, не только положением, которого достигли их авторитетные родители в обществе, но и их личным обаянием и отношением друг к другу, длительностью их совместной дружной жизни, свежестью их чувств и переживаний. Именно о таких родителях их дети нередко говорят: «Они так хорошо прожили жизнь, что успели сродниться и даже внешне стали похожи друг на друга...»

Чаще всего такие чистые и красивые отношения между родителями вызывают стремление у детей подражать им. Позже, становясь взрослыми, они сохраняют их традиции, сберегают советы и становятся не менее достойными людьми.

Гражданский авторитет родителей начинает положительно действовать на детей на ранних этапах их развития.

Видя, как уважительно говорят о своем труде, о товарищах отец и мать, как они бережно относятся друг к другу, ребенок старается вести себя так же.

Однажды на улице несколько мальчиков окружили девочку, отняли у нее портфель, стали толкать, дергать за косы. Мимо проходили ребята, но никто из них не обратил на это внимание. Но вот один мальчик, маленького роста и, как видно, моложе нападавших, стремительно бросился в самую гущу ребят. Размахивая портфелем, он кричал: «Не смейте, как вам не стыдно, смельчаки нашлись, ведь она же девочка!». Внимание мальчишек переключилось на нашего героя. Ему крепко досталось, зато дома он с гордым видом сказал: «Подрался, но это пустяки, пройдет. Там ведь мальчишки девочку обижали». «Молодец! — похвалил отец.— Так поступай всегда».

Можно с уверенностью сказать, что эти слова ребенок запомнит на всю жизнь. Стремление защищать более слабого, старого человека или девочку постепенно станет для него нравственной нормой поведения.

*А. С. Макаренко. Лекции о воспитании детей. Учпедгиз. М., 1953, стр. 88.
**Там же, стр. 88.
*** А. С. Макаренко. Лекции о воспитании детей. Учпедгиз, М., 1953, стр. 15.