Половое воспитание детей подросткового возраста

Как быстро летит время! Ведь будто только вчера малыша провожали в школу... Вы помните как хлопотали, покупая ему первую школьную форму, первый портфель и не можете забыть тех слез радости, которые были в ваших глазах 1-го сентября и тех тревог, которые возникали в первые же учебные дни... Вы смотрите на фотографии. Вот он стал октябренком, потом пионером. Вот его товарищи. Их теперь и неузнать — выросли, вытянулись, стали совсем другими.

Прежде всего ваши дети стали более самостоятельными. Вы, конечно, замечаете, что многое они теперь стремятся решить по-своему, своеобразно. И если вы пытаетесь покритиковать, посмеяться над этими нелучшими самостоятельными решениями, нередко возникают неведомые ранее конфликты. Вы видите слезы, сопротивление, упорство.

«Что это с ними? — недоумеваете вы. Может быть, чье-то плохое влияние? Или еще что?». Не стоит долго искать причин. Они ясны: дети перешли из одного возраста в другой, из одной поры жизни — в новую, сложную, в подростковую пору.

Подростковый возраст не случайно называют трудным или даже критическим, так как он знаменует собой переход от детского возраста к юношескому. «Подросток,— писала Н. К. Крупская,— уже не ребенок, у него острый интерес ко всему окружающему, очень большая активность, очень большое стремление к труду физическому и умственному».

И вы видите, что активность подростка уже не та, что была раньше. Его привлекает теперь не столько сам процесс деятельности, сколько цель и результат этой деятельности. Он уже не просто с удовольствием собирает макулатуру или приводит в порядок библиотечные книги, а стремится сделать это лучше, интереснее... Он уже не просто любит читать, а выбирает самые интересные, самые «героические» книги, те, в которых описаны подвиги, приключения.

Он становится мечтателем, романтиком... Нет, раньше он таким не был.,. Ему все можно было сказать, внушить... даже поругать. А теперь? Любое, даже самое безобидное, замечание, упрек в его адрес, окрик вызывают бурю... Он уже не приемлет этих форм обращения, Он становится раздражительным и нервным, замкнутым и грустным... Что же случилось? Началась новая пора возмужания, которая подразделяется на следующие периоды: предшествующий половому созреванию, половое созревание и начало половой зрелости.

В первом периоде (11—12 лет) усиливается активность гипофиза, особенно его передней доли, и щитовидной железы. Это стимулирует рост и усиливает процессы обмена веществ в организме. Гипофиз и щитовидная железа своими гормонами влияют на развитие половых желез.

Во втором периоде (12—14 лет) начинают функционировать половые железы. Происходит быстрое удлинение скелета (у девочек быстрее, чем у мальчиков), а также его окостенение. При быстром удлинении тела не успевают расшириться полости груди, таза, и поэтому подростки кажутся узкогрудыми, длинными. Мышечная ткань развивается медленнее, что влечет за собой и неуклюжесть движений. Дети этого периода, особенно девочки, нередко страдают втайне от своей нескладности, и любая неосторожная оценка их внешности или насмешливое замечание их больно ранит.

В этот период многие подростки становятся замкнутыми, углубленными в свои переживания, интересы. Попытки узнать, понять причины того или иного поступка, резкие требования родителей признаться в чем-то успеха не имеют. Наоборот, настойчивые распоряжения вызывают бурное нервное состояние, слезы, а иногда и грубость... Как много нужно иметь такта, хорошего родительского такта, для того, чтобы понять это новое для ребенка состояние и удержаться от резкого приказа, упрека, порицания... Вспомните, как в свое время вам самим было трудно в этом возрасте удержаться от резкого слова, от нервной вспышки и связанных с этим необдуманных поступков!

Подростки, находясь в процессе полового созревания и испытывая в связи с этим большую перестройку всего организма, быстро утомляются, становятся скучными, вялыми, задумчивыми... С одной стороны, они бывают энергичны, деятельны, веселы, с другой — вялы, пассивны, мрачны. Это происходит от того, что в связи с половым созреванием нарушилось жизненное равновесие, установившееся в младшем школьном возрасте.

Н. К. Крупская писала о подростках: «Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрасте особенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут и предпочитает часто книгу, чем живого старшего человека, к которому он даже хорошо относится» *.

Наступила пора бурного расцвета физических и психических свойств личности, мужание бывшего малыша.

Третий период, который завершается в основном к 14—15 годам, знаменует начало половой зрелости. В это время заканчивается процесс окостенения скелета, уничтожается непропорциональность в развитии костей конечностей и туловища, растет и развивается мускулатура, повышается работоспособность. Старшие подростки становятся теперь более складными, оформившимися, эстетичными. Исчезает и их «неуживчивость», раздражительность, ершистость... А пока... Пока с ними трудно, очень трудно. Порой вы сердитесь и возмущаетесь тем, что, несмотря на ваши старания, хлопоты, участие, сын или дочь безразличны и не умеют оценить ни оказанного внимания, ни сердечности...

«Неблагодарный,— думаете вы в сердцах — любую девчонку (мальчишку) слушает больше, чем родителей». Ваше возмущение и раздражительность увеличивают состояние отчужденности и даже враждебности, которое неизвестно когда возникло у подростка. Ранее доверчивый, искренний, чуткий, он стал теперь каким-то чужим, далеким, непонятным...

И все-таки постарайтесь его понять: он стал подростком и сам еще не умеет, не научился управлять своим бурным развитием, обрушившимся на него шквалом новых волнений, интересов, забот.

Помните, что нарастание вашей раздражительности при неподчинении ребенка будет пропорционально увеличению его враждебности по отношению к вам. Ваш подросток, напротив, будет всячески стремиться сделать все по-своему, не послушаться вас, настоять на своем. Возникает и может при благоприятных условиях укрепиться новое его отрицательное качество — негативизм, свидетельствующее о его еще слабой воле. Для самого подростка негативизм выступает как «защитная реакция» против посягательства взрослых на его самостоятельность. Особенно болезненно воспринимаются подростками советы, замечания взрослых, касающиеся их отношений со сверстниками, с представителями другого пола.

* Н К. Крупская. Педагогические сочинения. Изд-во АПН РСФСР, M., 1959, т. 3, стр. 248.