Психологические особенности детей старшего школьного возраста

Страницы: 1 2 3

И вот, наконец, наступила самая прекрасная пора в жизни детей — юность. Из вчерашних угловатых, долговязых, нескладных подростков они превратились в стройных, энергичных, внешне совсем взрослых людей. Конечно, эти изменения не произошли резко и неожиданно, как бывает в сказке. И вы знаете, что ваша дочь не сразу стала женственной и стройной, а сын — сильным и мужественным. Вы знаете и другое, что с приходом в ваш дом чудесной гостьи — юности, ваши заботы, волнения и тревоги не кончились... Вы правы, говоря: «Малые дети — малые заботы, большие дети — большие заботы».

Юношеский возраст продолжается от 15 до 22 лет. В эти годы молодежь, как правило, вступает в комсомол и начинает активнее заниматься общественными делами, получает паспорт.

Большое место в жизни старшеклассника занимают мечты о будущей профессии, о той дороге, по которой он будет идти всю жизнь, Серьезно задумываясь над своим будущим, юноша, при внимательном отношении и помощи взрослых, начинает заниматься самовоспитанием. Он старается прочитать больше книг о понравившейся профессии, слушает радиопередачи о ней, записывается в соответствующий кружок, тем самым подготавливая себя к будущему. Важнейшая задача родителей и педагогов — использовать этот важнейший этап активности старшеклассника, его стремление к самосовершенствованию, а также помочь ему не только читать книги и слушать передачи о будущей деятельности, но и вырабатывать в себе качества, необходимые для лучшего ее осуществления.

В. А. Сухомлинский правильно подметил, что главное— воспитание человечности. Во сто крат важнее, каким человеком станет ребенок, чем то, кем он станет: механизатором, садоводом, педагогом, инженером и т. д.

В психическом развитии юноши и девушки также происходят большие изменения.

Существенно изменяется процесс мышления, становясь более критическим, способным к анализу и синтезу. Юноша располагает уже достаточно большим запасом знаний, причем знаний проанализированных, обобщенных. Система знаний, умений и соответствующих им взглядов на мир, на людей и нормы их поведения составляет мировоззрение старшего школьника. Он уже может самостоятельно разобраться в тех или иных жизненных явлениях, в поступках окружающих людей и своих собственных.

Память старших школьников совершенствуется, становясь все более смысловой, логической. Они теперь могут не только успешно запоминать большие по объему разделы учебника, но и применить знания в практической деятельности в лаборатории, на пришкольном участке, в мастерских.

Речь старшеклассников становится богатой и содержательной. Интенсивно формируются и различные интересы — познавательные, общественно-политические, эстетические и этические, причем они становятся более устойчивыми и действенными. Учащиеся стерших классов уже не просто теоретически интересуются тем или иным предметом, они стремятся глубже познать его на практике — почитать о нем, что-то поделать самостоятельно в лаборатории и т. п.

Особое значение приобретают эстетические и этические интересы, возникающие в процессе общения с природой, искусством, людьми. Молодежь увлекается художественной литературой, поэзией, театральным искусством. Многие юноши и девушки пишут стихи, поэмы, рассказы, посвящая их своим друзьям, Родине.

Происходящие в годы юности серьезные сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности. Юноши и девушки начинают внимательно присматриваться к своим достоинствам и недостаткам, анализировать свои внешние и духовные качества. Нередко такой анализ приводит к самовоспитанию. Наряду с возрастающим интересом к себе появляется и интерес к чувствам окружающих. Повзрослев, старшие школьники начинают понимать «сердечные» муки того или иного героя книги, тонкие душевные волнения людей и умеют правильно Откликнуться на них: утешить, соболезновать, предложить конкретную помощь и т. п. Такая душевная эмоциональная чуткость и впечатлительность — характерная особенность юношества.

Долг родителей — правильно понять молодежь, учитывать ее возрастные особенности, не осмеивать ее Первые неловкие попытки к самоанализу, творчеству, а, наоборот, всячески способствовать развитию Стремления приобщиться к прекрасному, умению познавать его и самому создавать.

Центром интересов становятся интимные вопросы личной жизни. В годы юношества формируются идеалы. Юноши и девушки выбирают для подражания тех Людей, с которыми они встречались или встречаются и Которые предстали перед ними как своеобразный положительный образец.

Таким образцом могут стать родители, педагог, герой книги, случайно встретившийся человек. Наличие идеала у старшего школьника свидетельствует о его стремлении найти достойный пример для подражания. Обидно, когда некоторая часть молодежи, не умея критически разобраться в увиденном и услышанном, избирает для себя идеалом людей недостойных, корыстных, пошлых, мелочных, но умеющих внешне произвести приятное впечатление. Попадая под влияние такого «идеала», молодой человек может приобщиться к дурному поведению. Доверие к родителям, их тактичный совет помогут своевременно развенчать подобный ложный идеал.