Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Страницы: 1 2 3

Младший школьный возраст — это особый этап жизни развивающейся личности. Вчерашний дошкольник, весело игравший со своими сверстниками в детском саду, теперь важно шествует по улице в школу с новеньким портфелем в руках, в красивой форме с ослепительно белым воротничком. Даже внешне он стал солиднее, строже. На его лице так и угадывается выражение достоинства и гордости своим новым положением: «Смотрите, я теперь школьник!».

Да, теперь это не просто мальчики и девочки. Это — ученики. У них появляются новые обязанности — готовить уроки, убирать класс, выполнять октябрятские поручения и многие другие. Они — члены коллектива.

И это очень ответственно и на первых порах сложно: надо научиться считаться с товарищами, уважать их, уметь делать для них приятное, не уступая своим собственным желаниям, подчиняя эти желания воле и разуму.

Воспитание детей этого периода жизни включает несколько задач. Важнейшие из них: воспитание правильных отношений между мальчиками и девочками; воспитание чувства товарищества и первой дружбы, честности и правдивости, простоты и скромности, воли и умения управлять своим темпераментом, воспитание уважительного отношения к родителям и всем старшим, стремления помогать им; развитие потребности в самовоспитании.

Как видно, задач очень много. И, конечно, все они по-своему сложны и своеобразны. Поэтому для их успешного разрешения нужно знать особенности личности младшего школьника. Давайте пристальнее посмотрим на него. Каков он на самом деле?

Прежде всего, он очень активен, подвижен и нередко вызывает неудовольствие и даже возмущение: «Все бы ему бегать, играть, возиться с чем-нибудь! Совсем еще не понимает своей ответственности, ведь уроки не сделаны, а он гуляет без заботы!».

Не стоит возмущаться, лучше составьте режим дня ребенка с первых же дней обучения в школе и приучите его выполнять. Что касается его подвижности, активности,— это естественная особенность возраста.

Младшие школьники любознательны. Заметили ли вы, как они стремятся заглянуть скорее на последнюю страницу букваря с тем, чтобы узнать, что же их ждет впереди? А их вопросы? Помните, когда им было 4— 5 лет, они без конца донимали вас своими «почему» и «зачем». Теперь эти вопросы не исчезли, они стали содержательнее, глубже. И это понятно: дети растут, взрослеют и познают окружающий мир. А в нем столько нового и интересного!

Особенностью учеников младших классов является их общительность, быстрое вхождение в новый для них детский коллектив. Посмотрите на школьный двор, когда на улицу после уроков стайками выбегают дети. Все они веселы, жизнерадостны. И идут все вместе. И редки случаи, когда определился (даже в 4-м классе!) какой-то один друг. Все они — товарищи, у всех общие интересы, общий задор, даже общие шалости и связанные с ними огорчения. Попробуйте спросить их о чем-нибудь! Подбегут все и будут стараться ответить хором, все сразу. Такая уж у них готовность откликнуться на все.

Эта общительность связана с другой особенностью— с отзывчивостью. Пожалуй, учащиеся младших классов — самые чуткие люди. Скажите им (правда, не скучно и холодно, а очень проникновенно!), что кому-то плохо, одиноко, и бот надо бы помочь. И вы увидите, как сразу потянутся вверх руки и глаза будут гореть: «Я пойду, я, а мне можно?..». А вот Петров уже вчера ходил, а я — ни разу...». Какая прекрасная пора отдачи доброго, хорошего. Но, к сожалению, не всегда мы, взрослые, используем эту особенность возраста. И в таких случаях гаснет горящий взгляд, опускаются руки у ребят...