Страницы: 1 2 3 4

Психиатрические аспекты детского и подросткового возраста и вопросы психопрофилактики

При всем многообразии реакций, лежащих в основе нарушений поведения, весьма часто наблюдающихся у детей и подростков, они могут быть сведены к 4 типам: реакции отказа, оппозиции, имитации и компенсации.

Реакция отказа возникает в условиях, когда нарушаются эмоциональные отношения ребенка или подростка, в условиях лишения чего-то: семьи вследствие помещения в интернат, одного из родителей по причине их развода, компании сверстников после переезда на новое местожительство. Отмечается отказ от пищи, контактов, игр и др.

Реакция оппозиции бывает вызвана чрезмерной нагрузкой или лишением подростка прежнего внимания при появлении в семье брата или сестры, в связи с замужеством матери и другими причинами. Мотивом при совершении суицидальных действий, побегов из дома, хулиганских поступков является стремление привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя как жертву ситуации, созданной другими, жестокими людьми.

Реакция имитации проявляется подражанием другому лицу или образу — киногерою, воспитателю, сверстнику. Реакция имитации может стать причиной нарушения социальных норм, если объектом подражания окажется антисоциальная личность. Отрицательная реакция имитации выражается стремлением вести себя противоположно какому-то образцу: подчеркнутая трезвость у сына пьяницы; отказ от материальных благ у юноши или подростка, росшего в семье стяжателей. В рамках отрицательной реакции имитации может проявиться реакция эмансипации — борьба подростка за свои права и самостоятельность.

Реакция компенсации направлена на восполнение какого-то недостатка: физически слабый подросток добивается признания сверстников путем усиленных умственных занятий, становится отличником, поражая своими энциклопедическими знаниями.

Реакция гиперкомпенсации проявляется упорными занятиями и повышенными результатами именно в той области, в которой подросток проявляет слабость. Кроме перечисленных, общих и для детского, и для подросткового возраста реакций выделяют формы реагирования, специфичные именно для подросткового возраста: реакцию эмансипации, реакцию группирования со сверстниками, реакцию увлечения (хобби-реакция),  реакции,  обусловленные формирующимся сексуальным влечением. О реакции эмансипации уже упоминалось выше.

Реакция группирования со сверстниками в какой-то степени инстинктивно детерминирована; она выражается в образовании подростковых групп, имеющих своих лидеров, определенном распределении ролей внутри группы, своей территории. Подавляющее большинство правонарушений совершается подростками в группе. Реакция увлечения так же характерна для подросткового возраста, как игры для детей. Существует множество разнообразных вариантов увлечений (хобби): азартные игры, увлечения со стремлением к накопительству, к лидерству, интеллектуально-эстетические и др. К нарушениям поведения хобби приводит в тех случаях, когда оно поглощает все внимание подростка, противопоставляется обучению и работе или по своему содержанию носит нелепый, странный характер, связано с нарушением социальных норм.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, либо непосредственно направлены на реализацию полового возбуждения (онанизм, преходящий гомосексуализм и др.), либо отображают глубоко скрытую сексуальную подоплеку (суицидальные попытки, акты агрессии). Сексуальность подростков недифференцированна, проявляется под влиянием самых разнообразных раздражений, неустойчива, очень ранима и легко приобретает патологические черты.