Страницы: 1 2

Психогигиена семьи и половой жизни

Воспитание детей должно быть четко ориентировано на полоролевое функционирование человека: в мальчиках поощряются волевые качества; мужественность, смелость, у девочек женственность. В противном случае возможны нарушения психосексуального развития с формированием неадекватных эротических установок и закреплением извращенного сексуального поведения.

Подготовка к вступлению в брак прежде всего включает обязательное медицинское освидетельствование. При отсутствии этого уже после регистрации брака иногда обнаруживаются анатомические, физиологические врожденные или приобретенные дефекты и аномалии, исключающие или затрудняющие интимную близость или продолжение рода, различные соматические и психические заболевания, при которых брак не может быть полноценным. Желательно, чтобы вступающие в брак были обеспечены консультацией сексолога, а не только гинеколога и уролога. Будущие супруги должны получить определенный минимум знаний по разным вопросам, касающимся брака и семьи: о роли семьи в социалистическом обществе, о гигиене половой жизни и сексуальных отношений, об уходе за детьми, об их воспитании, о создании благоприятного психологического климата в семье, о ведении домашнего хозяйства и т. д. Эти знания могут быть преподнесены путем чтения лекций по специальной короткой или углубленной программе педагогами, социологами, психологами, врачами, путем проведения специальных занятий, консультаций. Заслуживает внимания в этом отношении опыт социалистических стран по организации специальных курсов («школа брака»), имеющих своей целью подготовку молодежи к супружеству. В нашей стране научно обоснованные рекомендации по вопросам семьи и брака разрабатываются научно-исследовательскими и лечебными учреждениями.

При неврозах и психопатиях в результате широкого применения психотерапии и направленности ее на психопрофилактику и социальную реадаптацию человека сформулировалось понятие семейной психотерапии. Речь идет о психотерапии, имеющей своей целью коррекцию неправильно сложившихся или нарушенных взаимоотношений в семье. Нарушение внутрисемейных отношений рассматривается как разновидность патологии, которая прежде всего должна быть подробно квалифицирована. Обследование семьи и каждого из ее членов завершается постановкой так называемого семейного диагноза. Распознавание семейно-сексуальной дисгармонии производится на трех уровнях: описательном, генетическом и динамическом. Описательный уровень предполагает изложение симптомов патологии семейных взаимоотношений (сексуальное несоответствие, ссоры, алкоголизм, невротические расстройства, психосоматические нарушения). На генетическом уровне рассматривается эволюция супружеских взаимоотношений, вскрываются причины неудач в браке (преждевременность брака, случайность, корыстные мотивы, использование брака для избавления от прошлых конфликтов). На динамическом уровне определяются стержневые конфликты, способы их разрешения, выявляется способность и неспособность к взаимному дополнению, адаптации к новым семейным ролям и к росту во внутрисемейном взаимодействии.

В процессе обследования изучаются условия формирования личности каждого из членов семьи, вскрываются и обсуждаются причины семейных рассогласований, проводится воспитательная работа, медико-педагогическая коррекция. При необходимости привлекаются другие специалисты, принимаются меры к лечению соматических, в том числе эндокринных, сексуальных расстройств, проводится психофармакологическая и иная необходимая терапия психических нарушений.

В связи с развитием общественных отношений семья, ее устои, традиции и внутрисемейные связи изменяются. Существенно изменилась роль женщины в производстве и в обществе. Эмансипация женщины сделала ее равноправной, независимой, активной и интеллектуализированной. Это сказалось на ее роли в семье, способствовало повышению требований к супругу в семейных и сексуальных взаимоотношениях. При планировании и осуществлении корригирующих мероприятий все изложенное должно тщательно анализироваться и учитываться.