Страницы: 1 2 3

Возрастная психогигиена

В жизни человека имеются возрастные периоды, представляющие повышенное число проблем для психиатрии. Это возраст роста организма и развития психической сферы и поздний возраст с его процессами биологической и психологической перестройки.
Принято выделять следующие возрастные периоды.
Младенчество — до    1    года
Детство — до    12   лет
Отрочество (подростковый период) — от 12 до 16 лет
Юность — от 16 до 22 лет
Зрелость — от 22 до 50 лет включительно
Обратное развитие —51—70    лет
Старость — свыше 70 лет
В настоящее время имеется тенденция расширять границы подросткового периода до 17, 18 и даже 20 лет, т. е. считать подростковым переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства.
Задачи психогигиены в отношении детского, подросткового и юношеского возраста могут решаться только на базе знаний о закономерностях роста и развития организма, возрастных анатомо-физиологических особенностях человека. Созревание психики проходит ряд этапов, каждый из которых имеет свои отличительные черты. Наиболее важными этапами развития психики являются следующие:
1-й — моторный — до 1 года
2-й — сенсомоторный — до 3 лет
3-й — аффективный — от 3 до 12 лет
4-й — идеаторный — от 12 до 14—16 лет
В выделении этапов и в ограничении их во времени имеется искусственность, поскольку психика человека развивается целостно, во всех своих сферах. Вместе с тем в соответствии с данными отечественной психологии главным содержанием психического развития является изменение функционального строения сознания, его перестройка на каждой стадии онтогенеза. При этом всякий раз доминирующее положение занимает какой-нибудь один психический процесс. Обозначением этапов подчеркиваются уровень зрелости психики, ее новые, наиболее типичные качества, достигаемые к определенному возрасту. Это необходимо учитывать для создания оптимальных условий развития психики и формирования личности.
При организации психопрофилактики необходимо принимать во внимание: 1) возрастные особенности психики; 2) неравномерный скачкообразный характер психического развития; 3) факт более быстрого психического развития в первые годы жизни; 4) типологические особенности психического реагирования детей. В ходе развития унаследованная программа развертывается в условиях влияния внешней среды, которое может быть на различных этапах сдерживающим, усиливающим или видоизменяющим. Задача психогигиены и психопрофилактики состоит в том, чтобы сделать эти влияния максимально соответствующими сложившейся в поколениях наследственной программе.
Ранний детский возраст и вопросы психогигиены
Ребенок рождается с определенным набором инстинктов и безусловно-рефлекторных реакций на жизненно значимые раздражители: голод, боль и др. На базе этих реакций создаются условные рефлексы, составляющие основу всей психической деятельности взрослого. С 3—4 месяцев начинается полноценная деятельность всех органов чувств, нецеленаправленные прежде движения принимают характер целесообразных ответов на раздражения анализаторов. Ребенок быстро устает, много спит, что защищает его от перегрузки впечатлениями. Вместе с тем в обстановке, бедной внешними воздействиями, полноценного развития быть не может. В последнее время особенно большое внимание к себе привлекает вопрос о роли контакта с матерью для развития психики ребенка. Высказывается мнение, что мать для младенца необходима не только потому, что она обеспечивает его грудным молоком, но и как источник жизненно важных раздражителей.
В начале нашего столетия особое внимание привлек к себе факт почти 100% смертности грудных детей, находившихся в американских приютах. Изолированные от матери дети становились апатичными, переставали есть и спать, худели, слабели. Дети выздоравливали, если их вскоре возвращали матерям. Было выявлено, что лишение контакта с матерью оставляет наиболее глубокий  след,  если  оно  приходится  на первые дни, месяцы или годы жизни. Такие дети, жившие в последующем в условиях заботливого, любовного к ним отношения, уже взрослыми обнаруживали признаки психического инфантилизма, агрессивность в реакциях, импульсивность в поступках, недостаточную инициативность, у них были нарушены взаимоотношения с другими людьми. Сходные изменения обнаруживались у детенышей обезьян, росших в изоляции, без матери. Такие животные росли ослабленными, выглядели унылыми, испытывали страх, у них наблюдались приступы ярости или самоистязания. Если у таких самок появлялось потомство, у них не удавалось наблюдать материнских форм поведения; к своим детенышам они проявляли агрессивность, некоторые замучивали их до смерти.
Эти и другие эксперименты на животных, наблюдения за развитием детей показали, что более поздние формы поведения и механизмы, определяющие взаимоотношения между особями одного вида, особенности семейных взаимоотношений у людей формируются на базе того опыта, который приобретается очень рано, сразу же после рождения. Центральным звеном этого процесса является чувство любви, привязанности к матери, которое потом переносится на других людей и в далеком будущем определяет отношение к собственным детям. Если это звено в воспитании выпадает, процесс психического развития ребенка оказывается искаженным.