Страницы: 1 2 3

Возрастная психогигиена

Приобретение ребенком любого навыка дает новый стимул для психического развития. Освоение навыка держать головку значительно увеличивает размеры воспринимаемого пространства, формирующаяся способность самостоятельно сидеть высвобождает руки. Появляется возможность познания предметов не только путем их созерцания, но и в процессе оперированиями ими. После первого года жизни переход из горизонтального положения в вертикальное обеспечивает возможность усложнения деятельности рук как орудия труда, помогает лучше понять суть вещей. По мере овладения речью совершается переход от непосредственного познания окружающего к опосредованному (посредством слов), постепенно приобретается способность абстракции и логического мышления, повышается инициативность ребенка в общении с другими людьми. На втором году, когда начинается овладение фразовой речью, для детей открывается возможность постигать логику бытия и своего существования.

В овладении навыками (самообслуживания, еды и др.) и речью большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Подражая взрослым и своим сверстникам, дети копируют их действия, жесты, мимику и таким образом учатся пользоваться предметами, произносить слова, усваивают манеру поведения других людей, их образ жизни. Например, в яслях, детских садах, младших классах школы, если выявляются случаи заикания, то не один, а сразу несколько. В процессе исследования устанавливается, что истинным заиканием страдает только один ребенок, а у остальных патология является индуцированной, приобретенной путем подражания. Выработанная манера неправильно говорить становится привычкой, тем более устойчивой к коррекции, чем дольше она существует. В поведении детей, как в зеркале, отражается среда, в которой они воспитываются. То, что в этой среде принято, становится нормой поведения потом у взрослого.

Таким образом, за первые три года психика, психическая форма отражения мира проходит в своем развитии путь от недифференцированного, нецеленаправленного, чисто моторного реагирования на раздражители (1-й этап) до сложноорганизованного сенсомоторного акта (2-й этап), являющегося основой для эволюции всех психических функций — целесообразных, дифференцированных движений и активности в контакте с окружающим, познания, внимания, аффективно-волевой сферы, сознания. На базе сенсомоторного реагирования в дальнейшем развиваются психомоторные реакции, носящие уже осознанный характер. Сложная сенсомоторная дифференцировка является основанием для развития процессов памяти, усиленного формирования образов представлений, в связи с которыми появляются потребности с их реализацией в совершенствующихся аффективных реакциях (3-й этап). В недрах сенсомоторного этапа в связи с пересочетанием представлений и развитием речи возникает возможность появления понятий и умозаключений, что становится доминирующим и определяющим психическое развитие в подростковом возрасте (4-й этап).

Примерно с 3 лет проявляются большая настойчивость в стремлении все делать самостоятельно, недовольство, протест, если взрослые лишают ребенка активности или ограничивают ее. В процессе активного познания окружающего ребенок нередко роняет вещи, разбивает, ломает — вначале по причине несовершенства произвольных двигательных актов, позже из-за любознательности. Чрезмерно ограничивая активность ребенка, взрослые мешают его развитию. Излишняя опека старших гасит инициативу, вызывает страх перед деятельностью, отказ от нее, способствует развитию таких черт характера, как пассивность и нерешительность.