Страницы: 1 2

Психологическое направление

С момента появления научной психологии возникали различные психологические школы с идеалистической и материалистической ориентацией. Психиатрия и психология являются близкими специальностями, хотя решают разные научно-практические задачи. Многие методики, разработанные представителями различных психологических школ, нашли применение в обследовании психически больных, а теоретические концепции — для объяснения отдельных психопатологических проявлений.

Однако психологические концепции, как правило, не являются единственной теоретической основой тех или иных психиатрических школ. Это и понятно, так как психология и психиатрия имеют дело с качественно разными состояниями — проявлениями психики.

Исключением является концепция глубинной психологии, ставшая теоретическо-методологической основой психодинамической психиатрии. Возникновение глубинной психологии связано с именем французского психиатра Месмера. В начале прошлого века широко были распространены идеалистические концепции Шелинга, Ницше, других философов о существовании «мировой души», о том, что людьми управляют иррациональные силы.

«Магнетический сомнамбулизм» (особое состояние, вызываемое с помощью гипноза) рассматривался как способ общения с «мировой душой». В середине прошлого столетия в развитии глубинной психологии наступил кризис. Идеи магнетизма с мировой душой и иррациональными силами трансформировались в понятие «гипноз» (термин был введен английским врачом Дж. Брэдом).

Новое развитие глубинная психология получила в концепции 3. Фрейда. В концепции 3. Фрейда ведущая роль в поведении человека также была отведена иррациональной силе. Произвольно, без убедительных научных доказательств психическая сфера человека была подразделена на ряд уровней: подсознательное «Я» и «сверх-Я» или «Оно», «эго», «супер-эго». Подсознательное является резервуаром иррациональных сил, управляющих человеком. Первоначально 3. Фрейд ассоциировал эти силы с желаниями и прежде всего сексуальными. Им было введено понятие «комплекс» — внутриличностный конфликт между желанием личности (подсознательное) и невозможностью его реализации, так как это противоречит морально-этическим принципам, утвердившимся в обществе. Примером этого является эдипов комплекс (согласно мифологии, царь Эдип убил своего отца и женился на своей матери) — стремление, особая привязанность детей к родителям противоположного пола и усматривание в другом родителе своего соперника.

Неосознанные желания могут проникать в сознание лишь в маскированном виде — особых сновидений и ассоциациях. Позже к этим неосознаваемым влечениям, желаниям 3. Фрейдом были добавлены стремления к агрессии и смерти. Все психические и многие соматические заболевания 3. Фрейд и его последователи стали связывать с наличием у человека комплексов и слабости «эго». В качестве средства для лечения этих расстройств был предложен психоанализ — выявление этих комплексов и отреагирование больным с помощью психоаналитика. Результаты специальных исследований показали, что психоаналитическая терапия не имеет никаких преимуществ перед другими психотерапевтическими методами лечения. С позиций концепций Фрейда стали объяснять социальные, культурные и религиозные стороны в жизни общества, причем между адекватными психологическими и патопсихологическими проявлениями его последователи не видели существенного различия, так как в основе одного и другого состояния, по их представлениям, лежат одни и те же механизмы: конфликты, подсознательные силы, взаимодействующие с остальными структурами личности.

Интересно, что высказывания греческого философа-идеалиста Платона о душе перекликаются со схемой 3. Фрейда о психических сферах человека. Согласно учению Платона, душа человека подразделяется на три части. Эти части имеют поразительное сходство с такими психическими сферами (по Фрейду), как ИД (подсознательное), «эго» и «супер-эго». Однако Платон в отличие от Фрейда подчеркивал преобладание у человека рационального над иррациональным. Это еще раз свидетельствует об идеалистической направленности концепции 3. Фрейда.

Концепция 3. Фрейда не получила широкого признания на его родине. Господствующее положение там занимала клиническая психиатрия с нозологическими принципами Э. Крепелина. Широкое распространение концепция 3. Фрейда получила в США, куда он выезжал для чтения лекций. Американцам импонировала концепция 3. Фрейда, проповедующая культ господства и доминирование влечений в поведении человека, так как это было созвучно идеям американского общества. Кроме того, концепция 3. Фрейда и психоанализ обеспечивали частнопрактикующим врачам большие доходы, так как лечение психоанализом индивидуальное и требует длительного времени — месяцы и даже годы.