Расстройства речи

Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными. Различные причины могут вызвать тот или иной дефект речи в доречевой стадии развития ребенка. Нарушения речи могут быть в результате патологических изменений периферических органов речи либо поражений центральной нервной системы различного характера. Нарушения речи могут быть основными расстройствами или вторичными. Для возникновения звуковой (моторной) речи необходимо наличие достаточно высокого уровня слухового восприятия. Глухота (см.) и даже тугоухость (см.) разной степени могут отрицательно влиять на развитие речи у ребенка. Речевые расстройства, не связанные с глухотой или тугоухостью (логопатии), могут быть при алалии (см.), бульварных поражениях (см. Анартрия, Дизартрия), косноязычии (см.), отдельных формах заикания (см.). Гнусавость, при которой имеется носовое произношение всех звуков с изменением артикуляции большинства из них, происходит вследствие расщепления твердого и мягкого неба.



Афазии (см.) обусловлены органическими поражениями определенных участков головного мозга, имеющих значение для речевых функций. Патология речи может быть выражена в нарушении ее темпа и ритма. Замедление речи — брадилалия, брадиартрия — возникает в результате экстрапирамидных нарушений. Тахилалия — ускорение темпа речи — бывает при эмоциональной возбужденности, невротических состояниях, при подкорковых поражениях. Нарушение плавности речи характерно для заикания, при хорее и тиках. У детей нередко при глубокой общей истощенности отмечается мутизм — отсутствие моторной речи при сохранности внутренней (письма, чтения). После военной травмы (контузии) иногда наступает своеобразное преходящее расстройство (глухонемота) — сурдомутизм. Нарушения речи при умственной отсталости многообразны и зависят от уровня интеллекта, возраста больного, особенностей личности, физического развития.

Исследование речи должно сочетаться с полным клиническим обследованием. Особое внимание следует уделять нервно-психической сфере, состоянию периферического аппарата речи и слуха. Исследование речи должно быть многосторонним, так как нередко нарушение одновременно охватывает различные стороны речи. Так, например, при дефектах моторной стороны речи могут быть выражены симптомы сенсорного и семантического характера; заикание часто сочетается с косноязычием и другими нарушениями речи; косноязычие может быть связано с нарушением письма, орфографии. Большое значение при изучении больных с нарушениями речи имеет специальное  психологическое исследование.

Лечение. В соответствии с проявлениями общего заболевания и специально расстройствами речи применяют различные методы лечения, в том числе фармакологический, хирургический (при расщелинах неба и губ), логопедический (см. Логопедия), физиотерапевтический. Лечение должно быть комплексным по показаниям в каждом отдельном случае.