Речь ребенка

Речь ребенка проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный младенец может издавать непроизвольные звуки: крик, сопение, хныканье и т. п., выражающие голод, боль и т. п. Эти звуки являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов с их различными языками и культурой. Эти звуки являются предшественниками речи, и мать может понять, что ребенок голоден, что у него что-то болит и т. д. Первые попытки артикуляции звуков отмечаются на 2—3-м месяце, гуление (певучие и гортанные звуки) — в 4 месяце; гуление более разнообразное — в 5 месяцев; лепет (произнесение отдельных слогов) — в 7—8 месяцев; длительное повторение слогов — в 10 мес. Эти проявления двигательной функции речевых органов принято называть «доречевыми». Они дают основу первых слов человека.

Понимание речевых сигналов, т. е. правильная реакция на них, начинается в 8—9 месяцев: при звуках «мама» ребенок поворачивает голову в сторону матери. В 11 — 12 месяцев ребенок обозначает словами ряд людей и действий («мама», «папа», «баба», «дай»). К одному году ребенок произносит около 10 слов. В начале второго года увеличивается словарный запас языка, но ребенок еще не в состоянии связывать между собой слова в предложения. Свои мысли он выражает при помощи отдельных слов, которые выполняют роль предложений: «гулять» — вместо «мама, пойдем гулять». Словарный запас увеличивается до 30—40 слов. В предложениях слова еще не согласуются между собой по правилам грамматики, а просто перечисляются. В полтора года и к двум годам появляются предложения с элементами грамматического строя языка. Речь становится выразительной. К трем годам словарный запас быстро увеличивается до 1500 слов, предложения становятся многословными, появляются вопросы «куда», «где», «почему»? Ребенок запоминает и передает содержание простых стихов, сказок.

В дошкольном возрасте наряду с увеличением запаса слов идет процесс овладения более сложными грамматическими категориями — единственным и множественным числом, настоящим, прошедшим и будущем временем, союзами и т. п. Правилами языка ребенок начинает пользоваться в школьном периоде, когда приступает к изучению основ грамматики. В связи с овладением письмом и чтением ребенок обогащает и уточняет значение известных ему ранее слов, узнает новые слова и термины. Школьник овладевает сложными грамматическими средствами: причастием, деепричастием и другими оборотами, строит более сложные предложения, более связно и логично излагает мысли.

  • Расстройства речи