Методы исследования и собенности сердца у детей

Страницы: 1 2

Широко распространена функциональная проба по Н. А. Шалкову. У ребенка в лежачем положении считают пульс и измеряют артериальное давление. Затем он выполняет физическую нагрузку. Характер физической нагрузки (таблица 2) выбирают в зависимости от состояния ребенка. Сразу после нагрузки и через 3, 5 и 10 мин. опять считают пульс и измеряют артериальное давление. В норме после физической нагрузки ребенок не ощущает усталости, пульс учащается не более чем на 10 ударов в 1 мин., максимальное артериальное давление повышается не более чем на 10 мм рт. ст., а минимальное не меняется. Пульсовое давление (разница между максимальным и минимальным давлением), как правило, увеличивается. Через 3—5 минут все показатели возвращаются к исходным данным. При нарушении функций сердечно-сосудистой системы после пробы с нагрузкой отмечаются резкое учащение пульса (на 30—50%) и дыхания, снижение минутного объема сердца, изменение артериального давления. Максимальное артериальное давление снижается, а минимальное не изменяется или повышается. Величина пульсового давления обычно уменьшается. Восстановительный период длится более 5 мин. Величину минутного объема вычисляют (приблизительно), умножив пульсовое давление на частоту пульса.

Скрытая недостаточность сердца у детей может быть также выявлена применением проб Штанге и Генча. При проведении пробы Штанге ребенку предлагают сделать три глубоких вдоха и выдоха, а на высоте четвертого вдоха задержать дыхание. Длительность задержки дыхания у здоровых детей колеблется от 20 до 55 сек.

При проведении пробы Генча ребенок должен после трех глубоких вдохов и выдохов задержать дыхание на выдохе. Здоровые дети школьного возраста задерживают дыхание на 25 — 40 сек. При нарушении функции сердечно-сосудистой системы задержка дыхания при выполнении проб Штанге и Генча меньше нормы.

При исследовании детей инструментальными методами часто применяют электрокардиографию, позволяющую судить об электрической активности миокарда. Анализ электрокардиограммы (ЭКГ) следует проводить после ознакомления с клинической картиной заболевания и анамнезом. На основании анализа и синтеза отдельных элементов ЭКГ дают электрокардиографическое заключение. Окончательное заключение, клинический вывод из ЭКГ может сделать только врач. Необходимо знать, что ЭКГ отражает лишь электрическую активность, а не анатомическое состояние миокарда.

Результаты всех функциональных проб и ЭКГ должны оцениваться только в совокупности с данными клинического исследования ребенка.

Таблица 2. Зависимость характера физической нагрузки от состояния ребенка
Состояние ребенка Характер физической нагрузки
Больные дети, находящиеся на постельном режиме Проведение утреннего туалета в постели или переход из горизонтального положения в положение сидя и обратно 3 раза.

Переход из горизонтального положения в положение сидя и обратно 5 раз.

Переход  из  горизонтального положения в положение сидя и обратно 10 раз.

Для больных детей, находящихся на общем клиническом режиме, и практически здоровых детей Пять глубоких приседаний на полу в течение 10 сек. или подъем на 10 ступенек лестницы.

Десять глубоких приседаний на полу в течение 20 сек. или подъем на 20 ступенек лестницы.

Двадцать глубоких приседаний на полу в течение 30 сек. или подъем на 3 0 ступенек лестницы.

Для здоровых детей, занимающихся физкультурой и спортом Нагрузка тренировочного характера (бег, велосипед, лыжи, плавание, гребля и др.).

Нагрузки спортивного характера