Методы исследования и собенности сердца у детей

Страницы: 1 2

При собирании анамнеза у детей с заболеваниями сердца следует особенно тщательно выяснить характер всех перенесенных ими заболеваний, наличие семейных заболеваний сердца, факты появления цианоза при кормлении, плаче и т. п. При осмотре выявляют физическое развитие ребенка (при врожденных пороках сердца, например, возможен инфантилизм), а также наличие одышки, цианоза, сердечного горба, пульсации периферических сосудов, пальцев в виде барабанных палочек. При пальпации сердечной области определяют характер и распространение верхушечного толчка. Перкуссией сердца, которая у детей должна быть тихой, устанавливают границы сердца. При этом необходимо учитывать возрастные особенности сердца у детей (таблица 1).

Данные аускультации сердца у детей имеют некоторые особенности. В первые две недели жизни ребенка наблюдают эмбриокардию, т. е. равенство пауз между первым и вторым, а также вторым и первым сердечными тонами. У детей грудного возраста тоны сердца умеренно ослаблены, в возрасте старше двух лет второй тон на легочном стволе акцентуирован и нередко расщеплен. У детей могут выслушиваться функциональные и органические шумы. Функциональные шумы чаще наблюдаются у детей в школьном возрасте и в период полового созревания. Они возникают при анатомически неповрежденных клапанах и клапанных отверстиях и являются результатом функциональных нарушений сердечной мышцы и клапанного аппарата, а также изменений тока и состава крови. Органические шумы связаны с анатомическими изменениями клапанов или закрываемых ими отверстий. Дифференциальный диагноз между функциональными и органическими шумами очень сложен. Для органических шумов характерно постоянство. Они всегда проводные, т. е. выслушиваются почти во всех точках. При перемене положения тела они остаются. Для функциональных шумов характерна большая изменчивость, которая выявляется при выслушивании ребенка в положении лежа и стоя.

При исследовании сердечно-сосудистой системы у детей применяют функциональные пробы, которые помогают определить резервные возможности организма, пределы функциональной способности системы кровообращения. У детей функциональные пробы служат для выявления начальной или скрытой недостаточности кровообращения, а также для назначения правильного режима.

Таблица 1. Положение сердечного толчка и границы относительной тупости сердца у детей
Возраст (годы) Толчок сердца Границы сердца Поперечник сердца, см
верхняя левая правая
0-2 1—2 см кнаружи от левой среднеключичной линии II ребро 1—2 см кнаружи от левой среднеключичной линии Правая парастернальная линия 6—9
3-7 1 см кнаружи от левой среднеключичной линии II межреберье На 1 см кнаружи от левой среднеключичной линии Кнутри от правой парастернальной линии 8—12
7-12 По среднеключичной линии или на 0,5—1 см кнутри от нее III ребро Среднеключичная линия У правого края грудины 9—14