Сексология

Сексология — это область медицины, изучающая физиологию и патологию половой жизни человека. Сексология объединяет различные сведения из биологии (вопросы размножения), физиологии и анатомии (строение половых органов и физиология половой функции), клинической медицины (некоторые заболевания половой сферы и сексуальные психопатии), социологии (проблемы брака и семьи), некоторые разделы психологии и педагогики. В клинической практике лечением болезней половой сферы занимаются гинекологи, урологи, невропатологи, психиатры и эндокринологи. В настоящее время имеется тенденция к выделению сексологии в самостоятельную дисциплину, имеются специалисты-сексологи; в ряде крупных городов организованы консультации по вопросам семьи и брака.

Сексология, междисциплинарная наука, которая фокусируется на различных аспектах сексуального поведения и сексуальности человека, включая сексуальное развитие, отношения, общение, половую дисфункцию, болезни, передающиеся половым путем, и такие патологии, как сексуальное насилие в отношении детей или сексуальная зависимость.

Половая жизнь человека в целом складывается из многообразного сочетания биологических, психологических и, что особенно важно, социальных компонентов.



Как уже было сказано выше, в животном мире половое влечение служит единственной цели — размножению. У человека же она, кроме этого, является, так сказать, энергетическим потенциалом личности и естественной основой для возникновения и развития большого человеческого чувства любви, играет весьма важную социальную роль, проявляясь уже в тех облагороженных формах, в какие его облекают культура и нравственные основы общества.

История сексологии. Социальные и исторические аспекты сексуальности.

Хотя термин «сексология» не был распространен до начала 20-го века, начало изучения секса датируется древними временами. Человеческое сексуальное поведение, размножение, половое воспитание, этика и лечение сексуальных нарушений изучались древнегреческими философами и врачами, такими как Аристотель, Гален, Платон и Гиппократ. Древность также увидела появление произведений, которые инструктировали в искусстве соблазнения и любви, таких как «Наука любить» (Ars amatoria) римского поэта Овидия и Камасутры индийского ученого Малланага Ватсьяяна. Арабские и еврейские ученые сохраняли и расширяли знания древности; Авиценна (Ибн Сина) распространил в Европе  идеи Аристотеля о неполноценности женской жизненной силы по сравнению с мужской, которая была впервые принята святым Альбертом, а затем усовершенствована его учеником св. Фомой Аквинским в XIII веке.



Влияние Платона, который в своих более поздних работах поставил под сомнение пользу сексуального удовольствия и разграничил продуктивный и непродуктивный секс, помогло сформировать христианский подход к сексуальности, который начался с Послания Святого Павла к римлянам, и позже был разработан в работах Св. Августина и Фомы Аквинского. Средневековье было свидетелем появления двух других значительных работ по человеческой сексуальности: китайского справочника по сексу под названием «Sunu Jing» («Классика безупречной женщины») и «The Perfumed Garden of Sensual Delight», руководство по любви, написанное тунисским шейхом аль-Нафзави, который посвятил одну из глав своей работы гомосексуальной любви.

В настоящее время мы без колебаний говорим о сексуальности, гомосексуализме, гетеросексуальности, как будто смысл слова «сексуальность» совершенно ясен. Это, конечно, не так. В девятнадцатом веке, когда вводилась концепция сексуальности, голландский словарь дал «сексуальности» совсем другое определение, чем то, к которому мы привыкли: согласно Карлу Линнею термин «секс» (пол) происходит от латинского «sexus» и сексуальность понималась, прежде всего, как различие полов в биологическом смысле. Вероятно, что биология, особенно теория эволюции, которой приписывают важную роль в пропаганде, привела к запутанности понятия пола (гендера) и сексуальности, которые по-прежнему преобладают и сегодня.

В последние годы историки подробно изучили вопросы социального толкования понятия гомосексуализма со стороны медиков в девятнадцатом веке, которые отнесли все подобные отклонения от нормы к извращениям. Такая медицинская практика имела далеко идущие последствия для тех самых «извращенцев», так как врачи на рубеже веков не до конца изучили похотливые желания выходящие за рамки тогдашней морали. Как только они идентифицировали извращения и сексуальную психопатологию, то также заинтересовались «нормальной» сексуальностью и основали дисциплину сексологии.

Некоторыми современными историками была замечена сексуальная революция на протяжении всего восемнадцатого века. Они могут не соглашаться с характером изменений, но пришли к консенсусу в отношении того, что что-то все-таки случилось с западной сексуальностью. До этого все половые акты, которые происходили вне брака или не предполагали продолжения рода, считались греховными и даже преступными. Философы Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, начали противостоять таким строгим практикам, возникшим в результате этого морально-теологического мировоззрения. Они защищали сексуальное влечение в браке, независимо от намерения завести детей, и кроме того, не осуждали развратных удовольствий. Особенно французский врач-материалист Жюльен Офре де Ламетри защищал свою философию гедонизма в еде, напитках и любви. Но две формы сексуальности все еще вызывали отвращение: мастурбация и сократическая любовь (Вольтер называл так гомосексуализм). Однако эти выражения похоти хоть и не являлись преступлениями, но были недопустимы.

Мастурбация вызывала особенно огромную панику. Именно французский врач Самюэль Тиссо привлек внимание всего мира своим Л'Онанизмом (1760). Его трактат был значим главным образом по двум причинам. Во-первых, в «Эпоху Разума» это была не невинная детская шалость, онанизм был безошибочным показателем плохого воспитания, и поэтому борьба с самоудовлетворением послужила основой для новой просвещенной педагогики. Поскольку любая ошибка в воспитании ребенка: неправильное питание, неправильные привычки в сне и одежде, неправильное воспитание, неправильный образ жизни, могут вызывать мастурбацию, педагог должен обращать пристальное внимание на все аспекты жизни ребенка. Во-вторых, Тиссо «обнаружил» связь между онанизмом и безумием: мастурбация, по его мнению, приводила ко всем видам болезней связанных с нервной системой, включая истощение спинного и головного мозга. Неприемлемое сексуальное поведение вызывало психозы, тогда как сама мастурбация порождалась социальными и культурными факторами: ошибочным образованием, слишком бурной фантазией.

После Французской революции психиатр Филипп Пинель тщательно перестроил психиатрию, а схемы Тиссо были приняты в психиатрических моделях толкования. Новое поколение психиатров считало умопомрачение результатом «эксцессов секса и алкоголя» («in venere et baccho»). Только в конце девятнадцатого века была более четкая связь: четвертая стадия сифилиса оказалась идентичной с паралитической деменцией, смертельной болезнью мозга. Но мы не должны слишком серьезно относиться к этим «объяснениям» психиатров восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Отрицательные социальные, географические, климатологические, культурные и наследственные обстоятельства все могут привести к безумию. В середине девятнадцатого века теория дегенерации была такой всеобъемлющей системой, что почти все можно было представить как причину или следствие умопомешательства.

Когда Тиссо сосредоточился на мастурбации и соответствующей переориентации в психиатрии, пробудился новый интерес к «сексуальным извращениям», но это часто было просто анекдотичным. Jean Baptiste Felix Descuret в своей книге с многообещающим названием «Медицина страсти» (1844), уделял больше внимания самоубийству, чем любви. В число «звериных» страстей он включал пьянство, обжорство, ярость, гнев, лень и распущенность, в то время как «социальными» страстями были любовь, гордость, амбиции, зависть, жадность, азартные игры, самоубийства, дуэли и ностальгия. Наконец, он считал «интеллектуальными» страстями, манию к учебе, порядку, музыке и коллекционированию, а также художественный, религиозный и политический фанатизм. Медицина страстей пользовалась определенным успехом и многократно переиздавалась, хотя больше благодаря просто необычным историям, чем теоретическим или терапевтическим разъяснениям.

Вот один пример его «любовной страсти»: 18-летняя испанская девушка Мария де лос Долорес жила с отцом, пастухом. Все было хорошо, пока Мария не влюбилась в Хуана. Эта любовь была взаимной, но отец Марии был против. Мольбы влюбленных никак не действовали на упрямого отца. Гордый Хуан решил не вступать в столь сложную любовную связь, и Марии пришлось остаться с отцом. Однажды, когда ее отец жарил кусок мяса, Мария обезумев от своих горьких мыслей, схватила нож и убила отца. Затем вырезала сердце из его груди, зажарила его и съела приговаривая: «Видишь, ты отнял у меня моего Хуана, а я убила тебя, ты разбил мне сердце, а теперь посмотри сюда!». Метафора с сердцем стоила жизни ее отцу и Мария была заперта в сумасшедшем доме в Сарагосе.

Помимо сфер мастурбации и психиатрии, просвещенная философия имела третье значение для сексуальной жизни. Содомия, определяемая как анальное проникновение или любой сексуальный акт, который не предполагал деторождения, был до восемнадцатого века грехом, за который мог быть наложен смертный приговор. Философы Просвещения критиковали суровые наказания за содомию, и действительно, это «печально известное преступление» исчезло из многих законодательных книг после реформы уголовного кодекса во Франции в 1791 году, в Нидерландах в 1811 году, в Баварии в 1813 году. Везде, где содомия оставалась преступлением, судебная медицина продолжала обсуждать как доказательство именно проникновение в анус партнера. Со времени основания судебной медицины в начале семнадцатого века большинство справочников продолжали уделять внимание содомии и «неестественным порокам». Однако они обсуждали только последствия данного акта, а не причины содомии или характер содомитов.

Становление сексологии

Интерес к сексуальности в целом произошел после 1890 года. В «крестовом походе», возникшем в конце девятнадцатого века во всем западном мире, социальный интерес к различным формам сексуальной жизни быстро развивался. Особенно из-за дискуссия о проституции, сексуальность стала одной из основных тем среди многих социальных групп. Презервативы стали доступными для значительной части населения. Благодаря новым методам печатания, порнография распространялась в беспрецедентном масштабе. Сексуальность стала социальным вопросом, для которого либералы не имели ответа из-за их нежелания вмешиваться в личную жизнь. В последней четверти девятнадцатого века такие группы, как фундаменталистские христиане, социалисты и феминистки, отвергали либеральную сексуальную политику, которая по их мнению приводила к сатанинским порокам, капиталистическому вырождению или мужскому неуважению к женщинам. В несколько неожиданной коалиции им во многих странах удалось добиться медицинского контроля за проституцией и принятия более строгих уголовных законов, касающихся половых отношений. Внутри сексуальной психопатологии интерес переместился от извращений к «нормальным» формам сексуальности, как из-за социального давления, так и из-за внутренней логики сексологии.

Важнейшим развитием общей теории сексуальности, в отношении сексологии в современном понимании, явилось появление «Исследование сексуального либидо» Альберта Молля (1897), первая стандартная работа по сексологии. Молль не связывал сексуальность и размножение, произведение потомства, по его мнению, было случайным результатом определенных половых актов. Кроме того, он утверждал, что отношение к извращению должно быть либерализовано радикально, поскольку он был строгим дарвинистом и считал, что человеческая раса может выжить только через ожесточенную борьбу. Он рассматривал гетеросексуальную супружескую жизнь как социальную предпосылку для биологического размножения. В качестве дарвиниста Молль подчеркивал важность стимулирования гетеросексуального отношения, чтобы гарантировать выживание человека. Он признал существование биологически определенных вариаций половых отношений, особенно гомосексуализма, но из-за его дарвинистского мировоззрения он одновременно подчеркнул важность предотвращения распространения гомосексуальности. Благодаря твердой позиции  Молля в сексологии возникла современная тупиковая дихотомия понятий гомо- и гетеросексуальности. Сексологи все чаще прибегали к интерпретации не гомосексуальных извращений, а как определенных форм гетеро- или гомосексуальных отношений. Гомосексуализм стал самым изучаемым в сексологии, и на эту тему были опубликованы множество книг.

После Молля сексология стала быстро развиваться, особенно в немецкоязычных странах. Он написал «Das Sexualleben des Kindes» (1909, «Сексуальная жизнь ребенка»), отредактировал вместе с Фрейдом «Handbuch der Sexualwissenschaft» (1908, «Справочник по сексологии»), и журнал был опубликован с использованием того же термина. С начала века сексология процветала, особенно в Германии, и эта эпоха закончилась только тогда, когда Гитлер пришел к власти, не потому, что национал-социалисты выступали против сексологии как таковой, а потому, что многие сексологи были евреями.

Изучение сексуального разнообразия было обогащено в 1953 году, когда врач Гарри Бенджамин, ввел в сексологию термин транссексуал, чтобы отличить транссексуалов от трансвеститов. В 1966 году он опубликовал первую книгу на эту тему «Транссексуальный феномен». Также в 1966 году американские сексологи Уильям Х. Мастерс и Вирджиния Джонсон опубликовали книгу «Сексуальная реакция человека», в которой была представлена четырехфазная модель сексуального возбуждения, основанная на их наблюдении и физиологическом мониторинге сотен участников исследования, занимающихся мастурбацией и половыми сношениями.