Об одной беседе, которую нельзя забывать

Половое воспитание надо вести так, как этому учил В. И. Ленин. «К чему же приводит в конце концов, — говорил Владимир Ильич в беседах с Кларой Цеткин,— это неудовлетворительное, немарксистское обсуждение вопроса? К тому, что вопросы пола и брака рассматриваются как части главного социального вопроса. Наоборот, большой общественный вопрос начинает сам казаться частью, придатком проблемы пола»*.

В беседах раскрываются многие стороны нравственного и полового воспитания современной молодежи.

Эти беседы, простые по форме и глубокие по содержанию, звучали особенно своевременно в первые годы Советской власти, когда были модными и популярными всякого рода теории, оставшиеся в наследство от дореволюционного времени.

«Я отношусь с недоверием к теориям пола, излагаемым в статьях, брошюрах и т. п., — короче, к той специфической литературе, которая пышно расцвела на навозной почве буржуазного общества. Я не доверю тем, кто постоянно и упорно поглощен вопросами пола, как индийский факир — созерцанием своего пупа».

В. И. Ленину было противно «...копание в вопросах пола... Это особенно излюбленное занятие интеллигентов и близко к ним стоящих слоев. В партии, среди классовосознательного, борющегося пролетариата для него (т. е. занятия — И. Т.) нет места».

В чем же суть этих теорий?

Некоторые теоретики пытались тогда утверждать, что любовь сводится к инстинктивному удовлетворению физиологической потребности. Они, оправдывая разврат и половое влечение, не регулируемое никакими общественными нормами, ссылались на то, что сексуальный, половой инстинкт, физиологическую потребность можно так же просто удовлетворить, как жажду водой из стакана.

«Я считаю, — говорил В. И. Ленин, — знаменитую теорию „стакана воды "совершенно немарксистской и сверх того противообщественной... Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ? Но важнее всего общественная сторона».

Эта пресловутая теория «свободной любви» давно вышвырнута за борт истории, но порой рецидивы ее в виде половой распущенности и безнравственного поведения кое-где еще проникают в наш быт, пагубно влияя на некоторую часть нашей молодежи.

В той же беседе В. И. Ленин говорил: «Несдержанность в половой жизни — буржуазна; она признак разложения... Ему (пролетариату. — И. Т.) не нужно ни опьянение половой несдержанностью, ни опьянение алкоголем. Ему нужны ясность и еще раз ясность. Поэтому, повторяю, не должно быть никакой слабости, никакого расточения и уничтожения сил. Самообладание, самодисциплина— не рабство: они необходимы и в любви».

«Коммунизм должен нести, — отмечал В. И. Ленин, — с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость, вызванную также и полнотой любовной жизни... Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода — разносторонность духовных интересов, учение, исследование, и все это по возможности совместно!»

«В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой... в любви участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу».

Беседуя с Кларой Цеткин, Владимир Ильич, в частности, отмечал: «Будущее нашей молодежи меня глубоко волнует. Она — часть революции». И далее: «Может быть я когда-нибудь скажу речь или напишу о затронутых вопросах. Позже, не сейчас».

В. И. Ленин также говорил, что в будущем, в процессе решения многих задач «станут значительными и вопросы отношения полов, вопросы брака и семьи».

Действительно, все эти вопросы были и остаются чрезвычайно актуальными и важными.

О ленинских мыслях, высказанных почти 40 лет назад в беседе с Кларой Цеткин, нам никак нельзя забывать.

* Клара Цеткин. Воспоминания о Ленине. М., 1955. Все последующие цитаты взяты со стр. 44—51.