Сексуальная культура и половое воспитание

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Повторяю, не может быть и речи о перенесении к нам тех отвратительных форм пропаганды секса, которые имеют место за рубежом. Но нельзя не согласиться с тем, о чем пишут А. В. Гулыга и И. С. Андреева в журнале «Философские науки» (1973): «... Сексуальная революция не только деструктивна. Есть в ней определенная позитивная сторона, не замечать которую было бы недопустимой близорукостью или лицемерием. Прогресс в условиях капитализма всегда оплачивается дорогой ценой. Но потери не следует путать с приобретениями. К числу приобретений относится все более ощутимое вторжение в сферу половых отношений науки, просвещения, воспитания».

Нам и нужны наука, просвещение и воспитание, а не пропаганда секса. Более того, там, где они присутствуют, там нет нездорового интереса к сексу.

Международная группа экспертов Всемирной организации здравоохранения в 1972 г. посвятила специальные заседания медицинским аспектам сексологии. Согласно принятым экспертами положениям, концепция здоровой половой жизни, в числе ряда элементов, включает: способность наслаждаться половой жизнью, иметь детей и контролировать свое поведение в соответствии с общественной и личной этикой; свободу от страха, стыда, чувства вины и предрассудков, а также прочих психологических факторов, подавляющих половые реакции и мешающих половым отношениям.

Для всего этого необходима система воспитания.

Сексологи различают половую информацию (sex information) и половую подготовку (sex training). Они и являются, вероятно, составными элементами сексуального воспитания, начинающегося во многих странах уже в школах. Примеры Дании, в которой основы сексологии излагаются в первом классе начальной школы, или Швеции, где учащимся начиная с 12 лет рассказывают об использовании противозачаточных средств, являются крайними. Но есть ведь и другой опыт. Обзор систем сексуального воспитания в школах различных стран представлен в статьях Дж. Люкаса (1969) и D N. Isaev (1979). Подготовка к семейной жизни как предмет вводится в школах Венгрии с пятого класса. В ГДР сексуально-этическое воспитание стало составной частью школьных программ и полностью себя оправдало.

Наши учебные заведения пока что еще от этого далеки. В лучшем случае бывают спорадические лекции. Далеки и родители, многие из которых имеют о сексуальном воспитании дистиллированные представления и сами не знают, что, о чем и как говорить. Поэтому среди воспитателей нередки и случайные люди. Недавно я прочел про выступление одного из педагогов, который поведал студенческой аудитории о том, что до 35 лет он женщин не целовал. Можно себе представить, какое впечатление произвела эта образцово прожитая жизнь...

Разрыв между темпами сексуального и социального созревания за последние десятилетия увеличился. Половая зрелость молодежи наступает сейчас на 2—3 года раньше, чем в прошлом столетии. Здесь сказывается не только акселерация, но и влияние телевидения, кино, книг. В то же время социальное созревание, необходимое для создания и содержания семьи, для осознания ее смысла и роли в обществе, наступает позже. Это зависит от ряда факторов, в частности от удлинения сроков обучения. Поэтому не вызывает удивления утверждение Б. А. Грушина (1964) о том, что «наша молодежь в массе своей, вступая в брак, не умеет жить половой жизнью». Польский социолог Н. Malewska (1966), обследовав 861 женщину, пришла к следующему заключению: между степенью информированности о сексуальной жизни, половой удовлетворенностью и отнесением браков к счастливым существует отчетливая связь.