Сексуальная культура и половое воспитание

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Каковы же причины метаморфозы семейных отношений? Есть ли пути к их укреплению и предотвращению кризисных тенденций в современном браке, о которых так много пишут и говорят?

Здесь нужны прежде всего глубокие социологические исследования. Но и имеющиеся заставляют задуматься. Профессор Н. Г. Юркевич (1970) провел поучительный анкетный опрос. 94 процента опрошенных считали, что жениться надо по любви, из них женились по любви 70 процентов и продолжают любить 47 процентов. Почему на вопрос ленинградских социологов супругам «со стажем»: «Что вас связывает в браке?» — две трети ответили: «Дети»?

Куда же и почему уходит это чувство?

Почему 36,5 процента мужчин (по данным И. А. Попова) имеют внебрачные связи? Может быть, прав И. М. Сеченов, считающий, что повторные страсти — признак неудовлетворенности предшествующими? Откуда участившиеся случаи, обозначенные Сергеем Залыгиным как совместно-несовместимая жизнь?

Количество разводов растет. Если тридцать лет назад на 100 браков у нас приходилось 3 развода, то в настоящее время их в десять раз больше.

По подсчетам эстонского академика Г. И. Наана на основании официальных статистических отчетов, количество разводов в 1973 г. по сравнению с 1913 г. увеличилось в 65 раз. Официально расторгается каждый третий брак. Если 10—15 лет назад подавляющее большинство разведенных в скором времени вступало в новый «законный» брак, то теперь картина иная. Высказывается поэтому предположение, что сегодня в разводах важно не только, а может быть, и не столько недовольство конкретным партнером (женой или мужем), сколько недовольство самим институтом (характером) брака. В. И. Переведенцев отмечает в этой связи, что у нас произошли быстрые и крутые перемены в области половой морали, а добрачная и внебрачная половая жизнь из редкого исключения фактически стала нормой*.

Неужели действительно имеют место ножницы между биологическими и этическими нормативами? Едва ли это можно объяснить и неразрешимым, по Фрейду, конфликтом между сексуальностью и цивилизацией.

На многие вопросы, как мне кажется, отвечают интересные работы Юрия Рюрикова «Три влечения» (1968) и «Трудность счастья» (1977). Их с пользой прочтут те, кого волнуют вопросы психологии любви.

Если же говорить о практических аспектах упрочения семьи, то как один из путей не вызывает сомнений необходимость создания широкой службы «знакомства и семейной совместимости». Опыт многих стран и некоторых городов нашей страны в этом отношении себя оправдал.

. . . Наша медицина уделяет большое внимание изучению влияния на здоровье производственных факторов. Отсутствие душевой или недостаточная вентиляция в цеху, конечно, требуют вмешательства. Но неналаженная или расстроенная семейная жизнь действует хуже, и исправить ее отрицательное воздействие гораздо труднее. Поэтому нам, врачам, следует более пристально приглядеться к этой большой медико-социальной проблеме. И вместе с психологами и социологами попытаться ответить на те многообразные и противоречивые вопросы, которые ставит жизнь. Не выдавая при этом желаемое за действительное.

* Вопросы философии, 1974, № 11, с. 82—96.