Сексуальная культура и половое воспитание

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Суть любви — это наслаждение, которое
дают пять чувств: слух, осязание, зрение,
вкус, обоняние, объединенные с душой
и сопровождаемые  разумом.
                            «Кама Сутра»

Проблема эта имеет разные аспекты. Этические, педагогические, общебиологические, исторические, юридические, психологические. И, конечно, медицинские. Все они тесно связаны между собой. Я же остановлюсь преимущественно на последних.
В Дании и Швеции довелось с близкого расстояния увидеть «сексуальную революцию». Она настолько переплетена с повседневностью, что не заметить ее проявлений нельзя. В, казалось бы, респектабельных газетах реклама порнографических изданий и соответствующие иллюстрации соседствуют с объявлениями о продаже новогодних елок. Пропаганду секса «приспособили» к вешалкам для одежды, посуде, очкам. Значки-пуговицы со своеобразными приглашениями «Зажги меня», «Ищу опытного партнера» и т. п. На прилавках магазинчиков — разных размеров плетки для садистов, руководства по мазохизму, сексуальные воспоминания фашистской садистки Эльзы Кох. Все это вызывает омерзение. Об этом довелось говорить с врачами, учеными, журналистами. Все были согласны, что в основе такой «революции» — бизнес и деградация части общества. Но это что касается извращений. «А вот информация о нормальном сексе нужна. Меньше было бы половых ненормальностей»,— утверждали мои собеседники. И еще один довод: благодаря «революции» падает сексуальная преступность и уменьшается количество разводов. Этот вывод по крайней мере напрашивается из в целом спорной монографии Б. Кучинского (1970), которая стала предметом внимания конгресса США.
Если же говорить о медицинской стороне дела, то не оборачивается ли сексуальная лавина информации ростом импотентности мужчин и половой неудовлетворенности женщин? Ведь психологами (в частности, французскими) давно отмечено, что чрезмерное количество половых раздражителей может не только возбуждать, но и давать парадоксальную реакцию. Особенно тогда, когда сексуальный партнер не соответствует тому, что было в «секс-шоу», стриптизе или кино. К конфликту с собой может вести как подавленная, так и чрезмерная сексуальность, если она не находит реализации. Не в этом ли одна из причин того, почему, например, Дания занимает одно из первых мест в мире по количеству самоубийств? Могут спросить, какая тут связь? Как мне кажется, прямая. К. Имелинский (1971) ссылается на работу Фойделля, согласно которой 68 процентов из 700 случаев самоубийств были вызваны конфликтами на сексуальной почве.
Вправе ли общество, и в частности мы, врачи, проходить мимо этих проблем?
Верно, до сих пор шел разговор о примерах из жизни зарубежных стран.
А каково отношение к этим вопросам у нас?
Надо сказать, что в последние годы вопросам полового воспитания уделяется определенное внимание. Об этом пишут научно-популярные журналы, издано несколько книг и брошюр, в некоторых городах появились сексологи, организованы первые научные центры. И все же всего этого мало. На прилавках магазинов книг по вопросам сексологии не получить, между тем спрос на них достаточно большой и отнюдь не только со стороны молодежи. На лекциях по вопросам половой жизни яблоку негде упасть, к сексологам очереди. Конечно, можно все это игнорировать. Но ведь эти факты отражают не просто интерес к «щекотливой проблеме», за этим — люди, которые живут половой жизнью и, видимо, сознают, что чего-то они не знают, не понимают, что что-то могло бы быть лучше.
«Мы нередко сталкиваемся с фактами вопиющей безграмотности и невежества в вопросах, касающихся сексуальной сферы человека» — это сказано в 1974 году на конференции, обсуждавшей вопросы половых расстройств. Сексуальная культура является частью общей культуры людей, но она явно от нее отстает и не соответствует растущей образованности нашего общества.