О половой информации подростков и молодежи

Страницы: 1 2 3 4

Юношеству, способному уже критически мыслить, надо дать по вопросам полового просвещения точный и исчерпывающий ответ. Однако родители и учителя должны быть сугубо чутки и тактичны и держаться строго в определенных рамках. К объяснению этих вопросов нужно серьезно готовиться, чтобы в нужный момент в самой непринужденной и простой форме дать соответствующий ответ.

При прохождении детьми в школе зоологии и особенно анатомии и физиологии человека нужно умело проводить беседы и по половому вопросу. Эти объяснения должны сообразоваться с обстановкой, временем, а также с уровнем общих знаний детей и их развитием.

Во избежание недоразумений и возможности перехода на вульгарный тон лучше пока не затрагивать вопроса об устройстве наружных половых органов. Но если задаются вопросы, касающиеся прямо половых органов, уклоняться от ответа на них не следует. При сообщении детям сведений из половой жизни нет нужды лгать, но нет нужды и в точных названиях, деталях и излишних подробностях. Половое просвещение в школе необходимо вести осторожно, не приковывая излишнего внимания к половой жизни, придавая всему характер простоты и естественности. Щадя стеснительность подростков, желательно беседы на эти темы проводить отдельно с мальчиками и девочками.

При беседах о зарождении человека важно и необходимо отметить значение полового размножения для поддержания жизни на Земле как среди животных, так и среди растений. Основным содержанием занятий с детьми должны быть преимущественно биологические основы половой жизни. При этом важно указать, что жизнь сохраняется и укрепляется посредством размножения и что появление более гибких и здоровых молодых поколений происходит через половое размножение. Следует подчеркнуть преимущество полового размножения, обеспечивающего разнообразие и обилие наследственных свойств и качеств и особенно лучшую приспособляемость к жизни.

Изучение устройства половых органов лучше начать с изучения строения цветка. Разрезая цветок вдоль, нужно показать пестик, рыльце, завязь, тычинки; разрезав завязь, показать лежащие там зернышки — будущие семена; из них вырастает растение. Для того чтобы из зернышек, лежащих в завязи, могли вырасти семена — будущие растения, на эти зернышки  должна попасть пыльца, находящаяся в тычинках. С завязью можно сравнить матку у женщин, где развивается попавшее туда женское яйцо в будущего человека, если оно предварительно соединяется с мужским семенем, вырабатываемым в яичке мужчины. Пыльцу нужно сравнить с мужским семенем. Показать рыльце, на которое падает пыльца, и канал пестика, по которому пыльца попадает в завязь и оплодотворяет будущие семена.

Для этой цели весьма показательно изучить мужские и женские цветки огурцов, у которых дети сами могут производить опыление.

Такой разбор и беседа с детьми о цветке знакомит их также с сущностью процесса оплодотворения.

Ознакомление детей с вопросами половой жизни необходимо начинать с самых близких и понятных вещей, окружающих их, и с того, что они могут наблюдать в природе и в жизни растений и животных.

В половом воспитании важно устранить всякую нарочитость, половые вопросы нельзя выделять из других вопросов биологии, из общего комплекса естествознания. Недопустимо ограничиваться сугубо половым разъяснением вопроса. Следует привлекать параллельные и смежные явления природы, чтобы у детей не создавалось впечатления исключительности, изолированности вопросов пола.

Весьма большое место в деле полового воспитания детей занимают родители. Только в семейной обстановке возможно самое интимное воспитательное воздействие на развитие сознания и поведение ребенка, основанное на учете его индивидуальных особенностей. К сожалению, в семье до сих пор еще мало занимаются половым воспитанием детей из-за неграмотности в этих вопросах самих родителей.

Отсюда вытекает необходимость расширить лекторскую деятельность врачей среди родителей, педагогов, студенческой молодежи и особенно среди молодых людей, только что вступивших в брак, то есть будущих отцов и матерей.