О половом воспитании детей

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Следует всегда помнить, что в обыденной жизни на каждом шагу встречаются явления, которые могут навести ребенка на мысли о половой жизни. Поэтому нужно вовремя замечать, на что направлены внимание и пытливость ребенка или подростка и уметь соответствующим образом переключить его внимание на другой предмет или, если это уместно и не преждевременно, дать правильное, доступное его пониманию объяснение.

Дети легко замечают увеличение живота у матери при беременности, разницу в строении половых органов у мальчиков и девочек. Подготовка к родам, появление нового ребенка не остаются незамеченными детьми, и они обычно задают взрослым множество вопросов. Особенно сильно малыши реагируют любовью и ревностью к новорожденному; они пытаются узнать, откуда взялся новый маленький братик или сестричка. Кто из родителей не слышал и не читал самых разнообразных, иногда противоречивых советов, как ответить на этот «извечный вопрос»!

Вопрос этот обычно вызывает, смущение и растерянность у взрослых, так как часто застает их врасплох, хотя он и вытекает из простой любознательности ребенка. Его интересует не тайна деторождения и даже не пол, а просто жизнь во всем ее разнообразии. Здесь надо умело и правдиво ответить. Нужно считать недопустимым кормить детей разного рода сказками типа: «Я купила его на базаре», «Я принесла его из лесу», «Он вырос в капусте», «Его принесла большая птица аист» и т. д. Все уклончивые ответы и подобные сказки создают вокруг вопроса о рождении какую-то особую тайну, очень часто сильно и в ложном направлении разжигают детскую фантазию и любопытство и, с педагогической точки зрения, не выдерживают критики. Еще хуже действуют на детей при этом разные небрежные окрики и резкие ответы, которые не только не успокаивают детей, но и отталкивают их от родителей. Не думайте, что после таких ответов ребенок и в самом деле будет ждать, пока подрастет. Нет. Ом завтра же будет искать ответа у такого опасного «наставника», как улица.



Этим, однако, не исчерпывается весь вред небрежного ответа. Он не удовлетворяет, а, наоборот, еще больше разжигает любопытство и направляет его в наиболее нежелательную сторону. В центре внимания ребенка оказываются подробности половой жизни, занимая в его интересах неправомерно большое место. Вот почему нельзя так грубо игнорировать детскую любознательность.

Очень плохо, когда родители и воспитатели стараются на прямые вопросы детей и подростков отвечать извращенно, противоестественно и загадочно, обнаруживая в этих вопросах беспомощность, неосведомленность, а нередко и невежество. И понятно, что иногда ребенок может поставить в тупик не подготовленного в вопросах пола взрослого человека. Одной молодой матери 4-летний сын задал такой вопрос: «Мама, а какие бывают котенкины яйца?». Женщина смутилась и, не зная, как объяснить, грубо ответила: «Никакие!». А ведь ребенок спросил о самом простом. Он видел, что у кур из яиц выводятся цыплята и вполне естественно у него возник вопрос, из каких же яиц, появляются котята.

Одной женщине сын задал такой вопрос: «Мама, а где я был, когда меня еще не было дома?». Женщина не смутилась и ответила: «Ты был тогда в моем животе». Последовал второй вопрос: «Как я туда попал?». «Ты там вырос», — отвечала женщина,— ведь все дети так—сначала они растут в животе матери, а потом в больничке рождаются». Ребенок был вполне удовлетворен, и никаких больше разъяснений не потребовалось.

Надо с самого начала создать у ребенка уверенность в том, что при обращении за ответом к взрослым он может рассчитывать на правду. Таким путем будут созданы условия для того, чтобы дети свои половые интересы не держали в тайне и не искали бы на них ответа у невежественных людей. Получая всегда правдивые ответы, ребенок получит и верное представление о половой жизни, с которой будет снята окутывающая ее таинственность, и развивающееся половое чувство ребенка не будет осложняться и чрезмерно обостряться работой его фантазии.

При разъяснениях вопросов пола следует почаще прибегать к сопоставлениям с миром животных и растений.

Август Бебель приводит интересный случай, когда одна американская женщина в ответ на многократные вопросы своего восьмилетнего сына о его происхождении кратко и доступно его возрасту рассказала ему его истинное происхождение, не желая навязывать ему сказок. Ребенок выслушал ее с величайшим вниманием, и с того дня, как он узнал, сколько боли и забот он причинил своей матери, в его отношении к ней стали проявляться небывалые прежде нежность и уважение; он перенес их потом и на других женщин.