Проблемы воспитания детей

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Советский строй коренным образом изменил отношения между родителями и детьми. Наши дети прежде всего — наследники завоеваний революции, наследники всех культурных ценностей, духовного и материального богатства, созданного трудом строителей нового общества.

С молодым поколением мы связываем будущее нашей страны. Поэтому любовь родителей к детям у нас не только отцовское и материнское чувство, но и чувство патриотическое. Советская семья живет единой жизнью со всей страной, и ее воспитательная роль огромна.

Первыми и главными воспитателями детей являются родители. Вот почему перед каждой парой молодых людей, вступающих в брак, во весь рост встает проблема воспитания детей. Причем одной лишь любви к детям и желания их воспитывать в этом большом деле далеко не достаточно. Необходимо еще приобрести специальные знания и педагогические навыки. Вот почему к воспитательной деятельности надо готовить не только работников школьных и дошкольных учреждений, но и всех без исключения людей, вступающих в брак, претендующих иметь детей. Нужно иметь в виду, что вся наука о воспитании построена на том предположении, что воспитатель есть личность более совершенная, чем воспитанник.

К любой специальности люди долго и серьезно готовятся, обучаются. Но вот приступить к такому сложному и весьма ответственному делу воспитания нового человека многие считают себя вправе без всякой подготовки: взрослый, по их мнению, может и умеет воспитывать уже по одному тому, что он взрослый! Такая точка зрения глубоко ошибочна.

Отсутствие знаний и неумение обращаться с детьми, а также непонимание специфики детских переживаний часто приводят к тому, что родители, сами того не желая, наносят детям душевные травмы, искажая или тормозя тем самым развитие основных влечений, в том числе и сексуальных. Воспитание—процесс творческий, здесь нет готовых правил и рецептов, к каждому ребенку и подростку требуется умелый индивидуальный подход.

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека»,— сказал более 100 лет тому назад В. Г. Белинский. С тех пор изменился мир, изменились люди, но слова эти не потеряли своего глубокого смысла.

Родителям надо знать, как говорила Н. К. Крупская, что ребенок—индивидуалист и собственник, но надо растить из него коллективиста. Она писала, что в одиночку человек может развиваться только до известного, весьма незначительного предела, а потом его опыт должен оплодотворяться опытом других. Нужно всеми мерами стараться, чтобы внимание ребенка не было сосредоточено только лишь на своей собственной персоне, чтобы как можно реже произносились такие слова, как «я», «мое», «мне», «хочу», «не хочу» и т. п. Это воспитывает и утверждает собственнические начала и эгоизм. Ребенку надо постоянно внушать, что он должен что-то делать не только для себя, но и «для других», думать не только о себе, но и о «других». Все это может отражаться пока в играх, в отношениях к другим детям. Нужно учить ребенка умению отвечать за себя и заботиться о других, и это должно быть показано родителями на собственном примере.

Всем известны воспетая в веках родительская любовь и доброта к своим детям. Но дети, становясь взрослыми, не всегда оплачивают родителям свой неоплатный долг добротой и чуткостью, если чувства эти у них не были воспитаны. Взаимную отдачу душевной чуткости и доброты к людям необходимо постоянно воспитывать и закреплять, особенно когда ребенок еще мал и наиболее восприимчив.

«Семья — это трудовой коллектив»,— говорил А. С. Макаренко. Вначале путем подражания, а затем и сознательно дети стремятся быть похожими на своих родителей. Все дети в семье должны иметь обязанности. Они выполняют сначала простые, а затем более сложные трудовые задачи, которые им поручают родители. Так в семье у детей воспитывается трудолюбие — важнейшее качество будущего гражданина. Труд—весьма важный фактор умственного и физического развития ребенка.