Вводный наркоз является одним из наиболее ответственных моментов для анестезиолога. Давно установлено, что благоприятное течение наркоза и операции, а также послеоперационного периода в значительной степени зависит от спокойного введения в наркоз.
Многие авторы (М. Н. Аничков, 1955; А. С. Тарасов, 1962; В. С. Баирова, 1963; Л. И. Малахов, 1967; С. П. Свиридова, 1967, и др.) широко применяют у детей внутривенное введение барбитуратов короткого действия.
Е В. Скопец (1956), Г. Кавракиров, Б. Шиндарски (1960), М. Г. Фингер с соавторами (1967) используют также внутримышечное введение барбитуратов.
Г. А. Бойков (1959), Н. В. Меняйлов (1959), В. А. Ильин (1964) для проведения вводного наркоза у детей рекомендуют ректальный метод.
По мнению А. Атанасова и П. Абаджиева (1961), наилучшим методом вводного наркоза у детей является ингаляционный. С. Я. Долецкий, Е. А. Дамир, Н. В. Меняйлов (1963) считают, что применение указанного метода у детей, с уравновешенной психикой безопасно, если используются наркотики быстрого действия, не раздражающие дыхательные пути. А. С. Добронравов и В. И. Егорова (1967) рекомендуют выбирать наркотическое вещество в зависимости от состояния психики ребенка.
Мы применяем различные способы вводного наркоза и их комбинации, учитывая возраст детей, особенности заболевания, состояния психики, эффект психологической и медикаментозной подготовки, а также наличие наркотических веществ. Нами проведен анализ 400 наркозов у детей в возрасте от 1 года до 16 лет при различных стоматологических заболеваниях.
Психологическая подготовка была проведена всем детям, накануне и в день операции они получали нейроплегики (пипольфен, динезин) и за 30 мин. до наркоза промедол с атропином. Методы вводного наркоза представлены в таблице.
Метод | Количество детей | |
абсолютное число | процент | |
Внутривенный | 24 | 6,00 |
Ингаляционный с внутривенным | 262 | 65,50 |
Ректальный с ингаляционным и внутривенным | 67 | 16,75 |
Ректальный с внутривенным | 5 | 1,25 |
Ингаляционный | 42 | 10,50 |
Всего | 400 | 100,0 |
Внутривенный наркоз, на наш взгляд, не может быть основным методом введения детей в наркоз. Несмотря на ряд положительных свойств (быстрота действия, управляемость), он имеет и недостатки. Плохое развитие вен в детском возрасте затрудняет венепункцию и венесекцию. Эти манипуляции часто сопровождаются двигательным и психическим беспокойством ребенка, что повышает обмен веществ в организме и создает неблагоприятный фон для проведения наркоза. Кроме того, у части стоматологических больных анатомо-патологические особенности затрудняя и удлиняя интубацию обусловливают повышенную опасность развития асфиксии и нарушения гемодинамики.
Мы применили внутривенный метод для введения в наркоз при незатрудненной интубации у 24 детей старшего возраста с уравновешенной психикой и хорошо развитыми венами при соответствующей психологической и медикаментозной подготовке. Эта группа детей осознавала необходимость оперативного вмешательства. Они не проявляли страха, спокойно вели себя в операционной во время венепункции, и вводный наркоз у них протекал гладко.
Однако в большинстве случаев дети, которые в дремотном состоянии спокойно лежали на операционном столе, при попытке венепункции начинали сопротивляться и плакать. Поэтому у 262 детей (65,5%) вводный наркоз начинали закисью азота с кислородом (4:1, 3:1). Циклопропан и фторотан комбинировали с закисью азота. После потери сознания производили обычно венепункцию и, если не было особых затруднений для проведения интубации, вводили барбитураты и мышечные релаксанты. Такая комбинация ингаляционного и внутривенного метода вводного наркоза позволяла избежать психической травмы и уменьшить необходимую дозу наркотиков. Продолжительность вводного наркоза при этом увеличивалась незначительно. При средней и слабой степени потенцирования у детей и достаточной психологической подготовке результаты были положительными.
Сложнее было ввести в наркоз детей при отсутствии быстро действующих наркотиков. При средней степени потенцирования медленное, постепенное увеличение концентрации эфира позволяло в большинстве случаев спокойно провести вводный наркоз. При слабо выраженном потенцировании дети сопротивлялись и пытались сорвать маску. В таких случаях вводный наркоз начинали в палате ректальным введением барбитуратов короткого действия из расчета 5 мл 5% раствора на 10 кг веса; после засыпания постепенно добавляли эфир, а затем производили пункцию вены. Попытка венепункции без углубления наркоза эфиром обычно сопровождалась двигательной реакцией. Только у 5 детей после ректального введения барбитуратов наступил достаточно глубокий сон и реакция на венепункцию отсутствовала. У 2 из них наблюдалось угнетение дыхания и нерезко выраженный цианоз. Дети были немедленно доставлены в операционную, и цианоз устранили вспомогательным дыханием.
Ректальный метод рекомендуется использовать у детей, у которых медикаментозная и психологическая подготовка не дают эффекта. Обычно это дети с резко выраженной лабильностью нервной системы, перенесшие операции под местной анестезией. Без ректального введения барбитуратов они проявляли страх и беспокойство в палате, плакали в операционной, сопротивлялись любой попытке наложить маску. У нескольких детей реакция была настолько бурной, что приходилось возвращать их в палату, а иногда даже отменять операцию.