Тугоухость

Тугоухость — это стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи (код по МКБ 10: H90). Тугоухость, за редким исключением, является результатом болезни или аномалии внешнего, среднего или внутреннего уха. Серьезное нарушение слуха при рождении почти всегда является результатом дисфункции слухового нерва и не может быть улучшено путем медицинского или хирургического лечения. В раннем и позднем детстве наиболее частой причиной нарушения слуха является плохое функционирование евстахиевых труб с накоплением прозрачной бледно-желтой жидкости в полости среднего уха, расстройство, называемое серозным или секреторным средним отитом. В раннем и среднем взрослом возрасте обычной причиной прогрессирующего нарушения слуха является отосклероз. Обычной причиной потери слуха после 60 лет является пресбиакузис, расстройство, вызванное процессом старения.

Нормальный нижний предел диапазона слуха составляет 0-20 децибел (дБ), где 0 дБ является порогом восприятия звука на заданной частоте для людей с нормальным слухом. Глухота - это частичная или полная потеря слуха, также известная как тугоухость. Потеря слуха измеряется в децибелах (дБ). Ее степени можно классифицировать следующим образом:

20-40 дБ легкая, не слышно шепота
41-70 дБ умеренная, не слышно разговорной речи
71-95 дБ сильная, не слышно криков
> 95 дБ глубокая, не может слышать звуки, которые было бы больно слушать человеку с нормальным слухом

Тугоухость бывает двух типов  кондуктивная и нейросенсорная (или сенсоневральная).



Кондуктивная тугоухость (код МКБ 10: H90.0—H90.2) возникает тогда, когда звук не может нормально проходить  через внешний ушной канал к барабанной перепонке и косточкам среднего уха. Кондуктивная потеря слуха обычно связана с уменьшением уровня звука или снижением возможностью слышать слабые звуки. Этот тип потери слуха часто может быть исправлен с медицинской или хирургической точки зрения.

Эпидемиология. Повреждения улитки, связанные с возрастом, являются самой главной причиной потери слуха. Количество людей с тугоухостью резко возрастет с 50-летнего возраста. 71,1% лиц старше 70 лет и 41,7% лиц старше 50 лет имеют ту или иную форму потери слуха.

Тугоухость встречается у мужчин несколько чаще, чем у женщин.

Тугоухость может чаще встречаться у иммигрантов из регионов с более высоким уровнем бедности, плохой медицинской помощью и низким уровнем иммунизации от таких заболеваний, как краснуха.

Факторы риска

Основными факторами риска нарушения слуха у взрослых являются возраст и чрезмерное шумовое воздействие.

Существуют определенные факторы риска, способствующие развитию специфических типов тугоухости (см. этиологию ниже), такие как предыдущие инфекции уха, травмы, вирусные заболевания и т. п. Есть много причин врожденной или детской глухоты, которые могут сохраняться во взрослом возрасте. Ниже описаны приобретенные причины.

Причины возникновения кондуктивной тугоухости. Скопление ушной серы во внешнем ухе; инфекция или воспаление во внешнем ухе (наружный отит) или в среднем ухе (средний отит); разрыв или повреждение барабанной перепонки вызванные травмой; средний отит с выпотом (воспаление в среднем ухе с сопутствующей жидкостью, заполняющей пространство среднего уха вокруг косточек. Жидкость останавливает движение косточек и барабанной перепонки и не позволяет звуку проходить через внутреннее ухо.); наследственность и другие генетические причины; отосклероз (когда нарушается подвижность слуховых косточек). Изменения давления в окружающей среде могут привести к временной кондуктивной потере слуха из-за перепада давления во внешнем и среднем ухе. Это может произойти при изменении высоты, когда вы находитесь в самолете или когда поезд входит в туннель.

Кондуктивная тугоухость почти всегда может быть частично или полностью восстановлена ​​медикаментозно или хирургически.



У детей тугоухость возникает чаще всего как последствие острого и хронического отита. Понижение слуха обусловлено в этих случаях стойкими изменениями в среднем ухепрободениями барабанной перепонки, рубцами, сращениями, приводящими к нарушению подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Наиболее резкое понижение слуха развивается в результате патологических процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве; чаще всего это наблюдается при инфекционных болезнях (скарлатине, кори, гриппе). Иногда тугоухость бывает врожденной, т. е. возникает в результате нарушения развития органа слуха в эмбриональном периоде. Причины такого нарушения те же, что и при глухоте (см.). Врожденная тугоухость, а также тугоухость, возникшая в раннем детстве, может повести к нарушению речевого развития ребенка. Степень и характер речевой недостаточности у тугоухих детей различны — от легкого нарушения произношения отдельных звуков речи до глубокого общего недоразвития речи — и зависят от степени нарушения слуха, времени возникновения тугоухости и условий развития ребенка.

В возникновении тугоухости у взрослых значительную роль играет отосклероз (см.), длительное воздействие производственного шума и вибраций, интоксикация бытовыми и промышленными ядами (окись углерода, ртуть, свинец), нарушения кровоснабжения внутреннего уха при атеросклерозе, возрастные дегенеративно-атрофические изменения во внутреннем ухе, слуховом нерве и слуховых центрах коры головного мозга (старческая тугоухость, или пресбиакузис). Наблюдаются случаи стойкого понижения слуха как у взрослых, так и у детей после применения некоторых лекарственных веществ (хинин, стрептомицин, неомицин, канамицин).

Тугоухость может быть выражена в различной степени. В практических целях выделяют три степени тугоухости — легкую, среднюю и тяжелую. К легкой тугоухости относят такое понижение слуха, при котором шепотная речь различается на расстоянии 1—3 м, а разговорная — на расстоянии более 4 л. При средней тугоухости шепот воспринимается на расстоянии меньше 1 м, а разговорная — на расстоянии 2—4 м. При тяжелой тугоухости шепотная речь не различается даже около уха, разговорная же речь воспринимается на расстоянии меньше 2 м.

Лечение. Хотя при тугоухости в слуховом органе имеются, как правило, стойкие изменения, все же в некоторых случаях удается получить улучшение слуха путем консервативного (продувание уха, пневмомассаж барабанной перепонки, физиотерапия, препараты стрихнина, никотиновая кислота, витамин В1, экстракт алоэ) и хирургического лечения. Из хирургических методов наибольшее применение находят операции на стремени (см. Отосклероз). Существенную помощь при тугоухости оказывает слухопротезирование (см. Слуховые аппараты) и обучение зрительному восприятию речи (чтению с губ). Дети, страдающие тугоухостью и имеющие отклонения в речевом развитии, обучаются в специальных школах для слабослышащих (тугоухих) детей.

Профилактические мероприятия такие же, как и для предупреждения глухоты (см.).

Особенности развития речи у детей при тугоухости. Слабослышащие дети различают все гласные звуки, часть согласных и знакомые слова, произносимые голосом нормальной громкости. В зависимости от степени тугоухости наблюдается большая или меньшая ограниченность словарного запаса, сопровождаемая неправильным произношением слов. Слабослышащий ребенок заменяет одни слова другими, сходными по смыслу (вместо «режет» говорит «нож» и т. п.), смешивает звонкие звуки с глухими, шипящие со свистящими, твердые с мягкими. При тяжелой тугоухости слова искажаются до неузнаваемости. Они строятся из слогов, стоящих в слове под ударением, например «ноти» — ножницы и т. п. В письме слабослышащие школьники замещают одни буквы другими, пропускают буквы, не стоящие под ударением, допускают родовые и падежные ошибки.

Своевременное распознавание тугоухости, проведение специальных мероприятий, позволяющих ребенку полнее воспринять речь окружающих, создают благоприятные условия для развития речи. Специальные детские учреждения — сады и школы (интернаты) — имеют два отделения: в первом учатся дети, владеющие речью лишь с небольшими недостатками произношения; во втором — дети с глубоким недоразвитием речи. При понижении слуха, сопровождаемом небольшими дефектами произношения и письма, ребенок может обучаться в массовой школе при условии дополнительных занятий по развитию речи.