Характер — это совокупность индивидуальных психических свойств человека, накладывающих отпечаток на его поведение и деятельность. Характер придает человеку неповторимое своеобразие, являясь одной из важнейших черт индивидуальности данного субъекта.
Черты характера делятся на общие (инициативность, настойчивость, легкомыслие, рассудительность и пр.); черты, выражающие отношение человека к другим людям (доброта, замкнутость, общительность и пр.); черты, выражающие отношение человека к самому себе (скромность, самокритичность, самомнение);
черты, выражающие отношение человека к трудовой деятельности (трудолюбие, лень и пр.). В характере проявляются волевые особенности, а также особенности эмоциональной сферы, темперамента и интеллекта.
Физиологической основой характера является сочетание приобретенных устойчивых временных связей и генетического типа высшей нервной деятельности. У человека характер формируется в определенной общественной среде. Такие черты характера, как честность, принципиальность, обусловлены воспитанием и условиями жизни. От типа высшей нервной деятельности зависят лишь формы проявления характера, например спокойная настойчивость флегматика и страстная, порывистая настойчивость холерика.
Черты характера — устойчивые свойства личности, но они не являются неизменными. Характер человека формируется постепенно под регулирующим влиянием социальных условий, обучения и воспитания.
Большое значение в формировании характера имеют воспитание в семье и школе, поведение окружающих, мировоззрение человека и пр. На становление и развитие характера в детском и подростковом возрасте медработники могут оказывать определенное влияние, помогая воспитателям и учителям в организации педагогического процесса таким образом, чтобы укреплять положительные и подавлять отрицательные проявления черт характера у детей.
Характер (от греч. charakter — отличительная черта, особенность) — это совокупность индивидуальных психических свойств человека, накладывающих отпечаток на его поведение и деятельность. Характер обусловливает индивидуальное своеобразие действий и поступков, придает психологическую определенность каждой личности. Черты характера проявляются как в направленности личности, так и в способах действия. Черты характера могут быть классифицированы (по Б. М. Теплову): общие черты (инициативность, настойчивость, рассудительность, легкомыслие и т. п.); черты, в которых выражается отношение человека к другим людям (общительность, замкнутость, доброта и т. п.); черты, выражающие отношение человека к самому себе (скромность, самомнение и т. п.); черты, выражающие отношение человека к деятельности (трудолюбие, лень и т. п.). Различные стороны характера взаимообусловлены.
В чертах характера выступают волевые особенности, а также особенности эмоциональной сферы и интеллекта.
Черты характера — весьма устойчивые свойства личности, но они не являются чем-то врожденным и неизменным. Характер формируется постепенно. Неправомерны попытки чрезмерного сближения характера и таких анатомических или физиологических особенностей организма, как строение тела, строение кровеносных сосудов, состав крови и т. п. Характер не может быть выведен и из каких-либо бессознательных влечений и инстинктов.
Марксистская психология не отрицает определенной роли природных, наследственных предпосылок развития личности. Но характер как совокупность сложных психических особенностей человека существеннейшим образом зависит от социально-исторических условий жизни и деятельности, формируется в определенной общественной среде. В ходе преодоления трудностей некоторые черты характера не только проявляются, но и вырабатываются, развиваются. На формировании характера сказываются такие факторы, как участие в практической деятельности, многообразные влияния коллектива, усвоение общественных норм морали и т. п. Становление характера в детском и подростковом возрасте происходит под регулирующим влиянием обучения и воспитания. Сказанное относится и к отклонениям в развитии характера.
Дисгармония личности, патологические заострения отдельных черт характера также возникают и развиваются в зависимости от окружающих воздействий и не могут рассматриваться только как следствие врожденных особенностей.
Непосредственной физиологической основой характера является своеобразное сочетание устойчивых систем временных связей и особенностей типа высшей нервной деятельности (см.). По И. П. Павлову, характер, или «окончательная наличная нервная деятельность», есть сплав из черт типа и изменений, обусловленных внешней средой. При этом следует иметь в виду и типологические различия по соотношению сигнальных систем — так называемые специально человеческие типы.
При любом типе нервной системы могут быть выработаны общественно полезные свойства личности. Характер неразрывно связан с темпераментом, но последний сказывается лишь на формах проявления тех или иных черт характера и занимает подчиненное место в структуре личности. Знание характера позволяет во многом предвидеть действия и поступки человека в различных ситуациях и составляет важнейшую предпосылку индивидуального подхода к личности. См. также Психика.