Глухота

Глухота — полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным.

Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки, в том числе и некоторые звуки речи, произнесенные громким голосом около ушной раковины. Разборчивого восприятия речи при глухоте не достигается; этим глухота отличается от тугоухости, при которой достаточное усиление звука обеспечивает возможность речевого общения.

Глухота может быть врожденной или приобретенной. Врожденная глухота возникает в результате неправильного внутриутробного развития слухового органа, что может быть обусловлено влиянием наследственного фактора, а также воздействием на плод инфекции или интоксикации. Практическое значение в возникновении врожденной глухоты имеют вирусные инфекции (корь, грипп), алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, некоторые лекарственные вещества (стрептомицин, канамицин, мономицин, хинин и др.), травмы плода. Особо вредное воздействие оказывают все эти факторы в первые месяцы беременности, когда зачаток органа слуха особенно раним. Причиной приобретенной глухоты чаще всего бывают воспалительные процессы во внутреннем ухе и слуховом нерве, развивающиеся либо как осложнение острого и хронического среднего отита (см.), либо как следствие некоторых инфекционных болезней: эпидемического цереброспинального менингита, кори, скарлатины, свинки, гриппа. В дореволюционной России нередко наблюдалась профессиональная глухота среди котельщиков и ткачей, возникавшая в результате длительного воздействия на орган слуха сильного шума и сотрясений. Уже в первые годы после Октябрьской революции были проведены широкие   мероприятия  по  охране труда рабочих шумных производств (уменьшение шума и сотрясений, применение специальных противошумов, замена некоторых особо шумных процессов менее шумными, например ручной клепки электросваркой).



Диагноз. Современные методы исследования слуха (см. Аудиометрия) позволяют с большой степенью точности определять отсутствие или наличие остатков слуха. Значительные трудности возникают при распознавании глухоты у маленьких детей. Применение обычных методов исследования слуха (речью, камертонами, аудиометром) не достигает цели, так как такие дети не понимают поставленной перед ними задачи. В этих случаях более целесообразным оказывается использование звучащих игрушек. Отсутствие или наличие реакции на издаваемые игрушками звуки помогают определить, имеется ли у ребенка слух.

В тех редких случаях, когда исследуемый почему-либо скрывает истинное состояние слуха и притворяется глухим, применяют специальные методы выявления слуха. Одним из наиболее простых является способ Ломбарда. Исследуемому предлагают читать вслух или вести устный счет и в это время заглушают ему уши трещотками или наушниками, через которые передается громкая музыка. При настоящей глухоте голос исследуемого не изменяется. При мнимой глухоте исследуемый стремится перекрыть своим голосом шум заглушителя, вследствие чего громкость чтения или счета заметно повышается. Наличие слуха можно иногда выявить также с помощью рефлексов Бехтерева и Шурыгина: при внезапном включении звука смыкаются веки (мигательный, или ауро-пальпебральный, рефлекс Бехтерева) и происходит сужение зрачка (зрачковый, или ауро-пупиллярный, рефлекс Шурыгина).

Лечение. Патологические процессы в нервных элементах органа слуха приводят обычно к стойким, необратимым изменениям. Поэтому лечение глухоты оказывается в большинстве случаев малоэффективным. При неполной глухоте некоторое улучшение слуха может быть иногда достигнуто применением препаратов стрихнина, никотиновой кислоты, витамина В1, экстракта алоэ и других стимулирующих средств. В тех случаях, когда глухота возникает вследствие поражения звукопроводящего аппарата, например при отосклерозе, улучшение слуха достигается посредством разработанных в последнее время слухоулучшающих операций (стапедэктомия, фенестрация лабиринта). В речевом общении с окружающими большую помощь глухим оказывает овладение навыком зрительного восприятия речи (чтения с губ). При значительных остатках слуха известную пользу могут принести звукоусиливающие приборы (см. Слуховые аппараты), а также слуховые упражнения (реэдукация слуха).

Профилактика. В предупреждении врожденной глухоты основное значение имеет предупреждение вирусных инфекций, запрещение приема ряда лекарственных средств, употребления алкоголя и пр. Не рекомендуются браки между врожденно глухими. Профилактика приобретенной глухоты заключается в предупреждении и своевременном лечении заболеваний, приводящих к стойким нарушениям слуха, а также в устранении вредных факторов на производстве и в быту (шума, сотрясений, интоксикаций). Не следует без крайней необходимости применять большие дозы таких антибиотиков, как стрептомицин, канамицин, мономицин. Особая осторожность в применении этих средств необходима при наличии патологических процессов в слуховом органе.

Врожденная или приобретенная в раннем детстве глухота лишает ребенка возможности овладеть речью и требует специальных приемов обучения (см. Глухонемота).