Голос

Голос — звуки, воспроизводимые человеком при помощи специального анатомо-физиологического аппарата. Различают голоса разговорный и певческий.

В процессе развития разговорного голоса можно выделить: а) голос новорожденных и грудных детей — в основном выражающий безусловные врожденные рефлексы человека; б) голос детей ясельного возраста — начало активной речи; в) голос детей дошкольного и школьного возраста. К концу этого периода происходит индивидуализация тембра голоса, который обычно остается на всю жизнь; г) голос взрослых — высшая ступень развития данной, присущей только человеку, особенности; д) голос стариков — сужение диапазона звуков как  по  высоте,  так  и   по  силе.



В развитии певческого голоса можно выделить ряд стадий: а) певческий голос детей ясельного возраста имеет узкий диапазон, и пение практически заменяется мелодекламацией; б) певческий голос дошкольников и школьников — почти одинаковый у мальчиков и девочек до периода «мутации»; в) певческий голос периода «мутации» характеризуется постепенным появлением новых признаков — неустойчивостью, легкой повреждаемостью; к концу «мутации» устанавливается голос, который практически сохраняется на всю жизнь; г) певческий голос взрослого присущ всем людям, но только у некоторых пригоден для профессиональной деятельности. Сила голоса зависит от амплитуды колебаний истинных голосовых связок, а тембр — от присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов — обертонов. В пении различают мужские голоса (бас, баритон, тенор) и женские (контральто, меццо-сопрано, сопрано). Механизм голосообразования можно представить следующим образом: голосовые связки смыкаются, напрягаются, а воздух, находящийся ниже их (в трахее, бронхах), под действием межреберных мышц и диафрагмы, постепенно повышая давление, начинает прорываться сквозь голосовую щель. Колебательные движения голосовых связок передаются на столб воздуха в виде звуковой волны, которая подвергается изменениям в так называемой надставной трубе (глотка, рот, носоглотка, нос) и воспринимается на слух как звук той или иной высоты и тембра. Тембр голоса связан с индивидуальными особенностями речевого аппарата, возрастом и полом человека.

Для исследования голоса применяется метод обычной непрямой ларингоскопии (см.) и стробоскопии (см.).

Изменения голос могут быть связаны как с развитием воспалительных или новообразовательных процессов в гортани, так и с нарушением подвижности голосовых связок (см. Афония, Гнусавость, Диплофония). Кроме обычного разговорного голоса, различают шепотный, ложносвязочный, голос ларингэктомированных (см. Псевдоголос), голос чревовещания. См. также Речь.