Заикание

Заикание — невроз, основным симптомом которого является нарушение нормального темпа и ритма речи. Обычно заикание возникает в преддошкольном (1—3 года) и младшем школьном возрасте (7—8 лет), в период быстрого роста ребенка, чаще у мальчиков, чем у девочек. Заикание обусловлено расстройством высших нервных процессов, регулирующих функции речевых механизмов. Заикание легче возникает у детей со слабой нервной системой, дающей «срывы» в результате воздействия травмирующего фактора: испуга, эндокринных нарушений, травмы, инфекции. Большую роль играют также дефекты воспитания (неровное отношение к ребенку, конфликтная ситуация и т. д.). Заикание может возникнуть и под влиянием примера судорожной речи (рефлекс подражания). Клинически заикание проявляется в клонической и тонической формах. При клонической форме ребенок повторяет несколько раз какой-либо слог: вместо слова «мама», он говорит «ма-ма-мама». При тонической форме он судорожно произносит первую букву слова: вместо слова «папа» — «п-п-п-папа». Волнение усиливает заикание. Иногда речь ребенка задерживается на одной букве или слоге на несколько  секунд.

При благоприятных условиях заикание может исчезнуть, в других случаях оно устойчиво фиксируется. С возрастом заикающийся ребенок становится робким, конфузливым, возбудимым, застенчивым, угрюмым. К судорожной речи у него присоединяются сопутствующие движения: напряжение мышц лица, туловища, непроизвольные движения конечностей, исчезающие в покое. В школе заикание обычно усиливается, особенно у подростков. Подросток остро переживает нарушение своей речи, начинает стыдиться заикания, во время речи у него, возникают вегетативные нарушения; он краснеет, потеет. В юношеские годы невроз достигает наивысшего развития. После 24— 25 лет заикание в большинстве случаев уменьшается, а в зрелом или пожилом возрасте заикание большая редкость.

Лечение заикания следует начинать возможно раньше. Больные дети обучаются правильной речи под руководством врачей — психоневрологов и логопедов — в специальных учреждениях или в условиях поликлиники. Задача состоит в выработке замедленной и плавной речи. Занятия логопеда с заикающимися детьми делятся на три этапа. Сначала проводятся ежедневные речевые упражнения в произнесении за педагогом отдельных маленьких предложений в замедленном темпе. На втором этапе дети, используя навыки плавной речи, отвечают на задаваемые вопросы, устно описывают содержание рассматриваемых картинок. На третьем — употребляют полученные навыки в разговоре с окружающими. Более успешно обучение проходит при одновременном укреплении нервной системы соответствующими медикаментами (кальций, бромиды), гидротерапией (ванны), лечебной физкультурой. Психотерапия помогает выработать у ребенка спокойное и уверенное поведение, преодолеть страх речи. Профилактика заикания сводится к правильной постановке воспитания и обучения подрастающего поколения.