Страницы: 1 2 3 4 5

Роль социально-гигиенических факторов в развитии алкоголизма

Факторы II группы — обычаи ближайшего окружения, ориентированные на употребление алкоголя, общепринятые алкогольные традиции и др.— действуют в возрасте от 16 до 19 лет, когда уже формируется систематическое и сознательное употребление алкоголя. Этому в значительной степени способствует раннее приобщение детей (подростков) к алкоголю. Это звено в генезе злоупотребления можно условно назвать «определяющим».

Факторы III группы — экономическая самостоятельность и бесконтрольность молодых рабочих при ранее приобретенной установке на привычное употребление алкогольных напитков, а также частота случаев употребления и количество алкоголя — действуют в возрасте от 19 до 26 лет. Практически это начало самостоятельной жизни «бывалого» человека, который, как ему кажется, начинает понимать «толк» в жизни. Это звено в генезе злоупотребления мы называем «пусковым». По нашим данным, большинство обследованных в возрасте 20—26 лет попадали в микросреду с широко распространенными «питейными» обычаями. Пребывание в этой среде и следование обычаям привели в конечном счете к злоупотреблению алкоголем. Это подтверждается и субъективным мнением лиц, злоупотребляющих алкоголем, и их жен: 89% лиц, злоупотребляющих алкоголем, и 96% их жен отметили, что в злоупотреблении прежде всего виноваты «друзья».

Факторы IV группы — конфликты в семье, низкий культурный уровень, потребительские интересы, сравнительно высокая зарплата и др.— составляют завершающее звено в генезе злоупотребления. Факторы IV группы поддерживают злоупотребление алкоголем и обусловливают высокий уровень пьянства, который в свою очередь укрепляет обычаи ближайшего окружения, поддерживает установку на злоупотребление. Особенно ярко это выступает среди тех профессионально-производственных групп рабочих, труд которых относительно прост (физическая работа, не требующая квалификации) и высоко оплачивается.

Так создается порочный круг, в котором факторы IV группы (пьянство) вызывают появление факторов I—II групп: конфликтные взаимоотношения в семье и частые выпивки приводят к раннему приобщению детей и подростков к алкоголю. Круг в генезе злоупотребления замыкается и становится порочным, в нем трудно бывает порой отличить причину данного явления от следствия.

К числу факторов, поддерживающих злоупотребление алкоголем, следует отнести также нехватку рабочей силы и сравнительно большую текучесть кадров рабочих основных профессий, что вынуждает администрацию заводов в ряде случаев принимать на работу лиц, уволенных за пьянство с других предприятий. Это также поддерживает постоянную «концентрацию» злоупотребляющих алкоголем на предприятиях.

Приведенная схема генеза злоупотребления алкоголем дает представление о последовательном действии различных социальных факторов, способствующих злоупотреблению алкоголем на примере рабочих одного из крупных заводов. Схема не претендует на универсальность, но отражает наиболее существенные моменты, прежде всего влияние микросреды с «питейными» обычаями, низкий культурный уровень лиц, подверженных злоупотреблению алкоголем, роль психологических факторов.

Успешная борьба с алкоголизмом возможна только при комплексном медико-социальном воздействии на все звенья генеза, особенно на «начальное», когда закладывается основа злоупотребления алкоголем. Противоалкогольное воспитание подрастающего поколения и активная пропаганда здорового образа жизни должны касаться прежде всего семьи. Это выявление пьянствующих семей, в которых есть дети, санитарное просвещение родителей и разъяснение недопустимости «угощения» детей спиртными напитками. Активная противоалкогольная установка должна стать неотъемлемой частью педагогического процесса в средней школе с первого до последнего года обучения.

Противоалкогольную работу в основном следует направлять на разрушение алкогольных традиций микросоциальной среды и воспитание у детей трезвеннических установок. Необходим более строгий контроль за времяпрепровождением молодых людей допризывного возраста, за кругом их привычного общения. Следует активно выявлять группы юношей, привычно употребляющих спиртные напитки. Необходимо развивать наставничество над молодыми рабочими, больше внимания уделять организации их досуга. Успех этой работы зависит от объединенных усилий педагогических, медицинских учреждений и общественных организаций.