Страницы: 1 2 3 4 5 6

Взгляд в прошлое

Практически одновременно с началом регулярного употребления спиртного человечество сталкивается с негативной стороной этого явления. Ограничить и локализовать стремление к употреблению спиртного не удается, и подогреваемое церковными ритуалами потребление алкоголя распространяется среди широких слоев населения, становясь хроническим, т. е. выливается в пьянство. Одно из древнейших свидетельств осуждения злоупотребления алкоголем является «Извещение о пьянстве». Этот документ появляется в Китае в 1116 г. до н. э. В нем содержится порицание пьянства, получившего распространение в различных слоях китайского общества. Употребляющему спиртное назначаются различные наказания вплоть до смертной казни. В «Извещении» говорится: «Наш народ в высшей степени распущен и потерял свою добродетель, что можно приписать его несдержанности в хмельных напитках». В «Извещении о пьянстве» настоятельно рекомендуется ограничиться употреблением спиртного лишь во время совершения религиозных церемоний.

Упоминание о широком распространении пьянства в древнем Китае содержится и в другом историческом памятнике — «Книге поэзии». В ней рассказывается, что пьянство было настолько сильно, что угрожало самому существованию империи. В трудах многих китайских мудрецов также осуждается пьянство. Интересно отметить в качестве курьеза, что Менций (III в. до н. э.) в числе причин малого благочестия в китайском обществе указывает наряду с пьянством на широкое распространение игры в шахматы, которая носила в те времена азартный характер и, по его мнению, опасно отвлекала народ от насущных проблем.

Другим примером борьбы с пьянством, стимулированным религией, служит история сомы. В древнеиндийской «Ригведе» неоднократно упоминается опьяняющий напиток сома, употребление которого приводило бога Индру в одно из его самых желанных состояний. Сома якобы придавала силу, смелость, всемогущество, позволяла богу Индре побеждать своих врагов. В ритуале жертвоприношения Индре на жертвенник обязательно изливался священный опьяняющий напиток. Один из гимнов «Ригведы» характеризует опьяневшего Индру, и в этом состоянии он ничем не отличается от опьяневшего человека — хвастает, храбрится и т. д. В «Аюрведе» дается описание растений сомы, из побегов которого готовился сок коричневого цвета. В настоящее время рецепт и технология производства сомы утрачены.

И в Индии употребление опьяняющих алкогольных изделий довольно прочно связывается с рядом массовых религиозных отправлений. Позднее с сомой стал конкурировать другой опьяняющий напиток — сура. Вскоре получили широкое распространение опьяняющие напитки, приготовленные из сока сахарного тростника, пальмовое вино. В итоге брахманы, боровшиеся за сохранение чистоты религиозных ритуалов, стали налагать на употребление спиртного проклятья, подвергать резкому осуждению всех, кто его употреблял, рассматривая прием спиртного как посягательство на собственные привилегии и на само учение. Но, как и в Китае, предпринятые усилия оказались малоэффективными.

Такая позиция привела к незыблемому правилу поведения брахманов — отказу от приема спиртного. Появились в древней Индии и противоалкогольные законы. Например, согласно законам Ману (приблизительно VI в. до н. э.), предусматривались наказания за различные проявления пьянства. Особенно преследовалось питье суры. Однако уже у Паластии, одного из санскритских мудрецов, упоминается уже около двух десятков различных алкогольных изделий, распространенных в древней Индии в период первых антиалкогольных законов.