Страницы: 1 2 3 4 5 6

Взгляд в прошлое

В Англии в XVIII в. потребление алкоголя приобретало большие масштабы. И. И. Янжул (1908) отмечал, что кабаки приглашали посетителей, гарантируя, что на 2 пенса посетители будут мертвецки пьяны и получат солому, чтобы отоспаться. С 1736 г. началась борьба с пьянством и был принят знаменитый «Gin Act» лорда Дя№-киля, который регламентировал употребление спиртного в силу устанавливаемого им ценообразования на спиртное. Поощрялись доносы, а нарушения закона приводили к штрафам и телесным наказаниям.

Однако спрос на спиртное существовал и нашлось множество лиц, готовых на все ради незаконных прибылей. Страну заполнило кормчество, чиновники, проводящие закон в жизнь, подвергались преследованиям, но особенно жестоко в народе преследовались доносчики. Через 7 лет «Gin Act» был отменен.

Что же известно об употреблении алкоголя на Руси?

Древним славянам опьяняющие напитки были также знакомы и использовались при осуществлении языческих обрядов. Большое распространение получило спиртное, приготовленное из меда. Сведения об этом имеются уже начиная с 448 г. Повсеместно изготовлялось пиво из солода, а хмелем его начали приправлять лишь с   XI   в.

В Киевской летописи упоминается и квас как опьяняющий, алкогольный напиток.

Как и другими народами, спиртное употреблялось славянами обычно при совершении культовых обрядов на праздниках, семейных торжествах. Л. Нидерле (1924) указывал, что наиболее обильными были тризны — обычно по кругу ходили чаши и бычьи рога. Частыми были поминальные пиры, которые повторялись в определенные сроки — второй, третий, шестой, седьмой, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, год. Обильными возлияниями сопровождались также пиры и братчины.

В отдельных слоях общества, например в монастырской среде, формировались традиции злоупотребления алкоголем. Особенно отличались этим мужские монастыри. Но и в Новодевичьем монастыре для царицы Евдокии, которая была там инокиней, был заведен особый погреб, в котором в изобилии хранились заморские вина, настойки, мед, пиво, 12 40-ведерных бочек водки и многое другое. Духовенству и чиновничеству в некоторых местах специально выделялась водка на «государевы ангелы» и даже для «повседневного питья».

Исторические упоминания о распространении пьянства совпадают со временем татаро-монгольского нашествия. У завоевателей уже был опыт изготовления высокоградусных спиртных напитков, спиртное продавалось в постоялых дворах — кабаках. Известно, что Иван IV, вернувшись из-под Казани, запретил свободную продажу появившейся на Руси водки и построил первый царский кабак. Он оказался экономически оправдан, и царевы кабаки стали насаждаться повсюду на Руси. Кроме того, царь жаловал кабаки монастырям и боярам. Как пишет А. И. Петрищев (1917), строил кабаки сам народ, своими средствами и за свой счет, а царь обычно лишь высылал приказ. Доставка вина или строительство винокурни также происходили за счет населения. Затем избирался «верный человек» для торговли в кабаке. Его называли целовальником, так как он давал присягу и целовал крест и Евангелие в знак подтверждения намерения не утаивать доходы и полностью передавать их в царскую казну. Порядочные люди на эту должность не шли — выбирали отпетых или бедняков, которым было некуда деваться. За торговлю в кабаке целовальнику не полагалось жалованья. Она отнимала все время, разлучала с семьей. Такие обстоятельства вынуждали красть из выручки. Но если же целовальник растрачивал деньги, скрывался с ними и недобирал — взыскивали с народа. Тех, кто не платил, «ставили на правеж» — раздевали и били на площади палками.

Кабаки стали подлинными центрами пьянства и алкоголизма, из которых пьянство распространилось по Руси. Укреплению пьянства способствовало и то, что каждый оседлый житель мог получить водку под заклад и даже в долг. В последнем случае должник мог уже на следующий день получить водки сколько хотел. Долг кабаку считался долгом государю. У несостоятельных должников отбирали все имущество или отправляли на «правеж».