Страницы: 1 2 3 4 5 6

Индивидуально-психологические факторы, способствующие развитию алкоголизма

Выделение человека из животного мира сопровождалось качественным изменением и самих биологических потребностей, они наполнялись определенным социальным содержанием. К. Маркс писал: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» 1. Таким образом, биологическая основа потребностей сохраняется, но их содержание и способы удовлетворения определяются специфическими отношениями и формами человеческой жизнедеятельности. Круг человеческих потребностей расширяется, появляются новые, не имеющие отношения к биологии, а связанные с социальным содержанием жизни человека потребности в общении, самоутверждении, признании и т. д. Еще дальше от потребностей биологического существования отстоят высшие духовные потребности, связанные со стремлением к красоте, добру, истине.
Включенность конкретного индивида в достижение общих социальных целей приводит и к однозначной соподчиненности его потребностей. Очеловеченные и окультуренные потребности биологического плана соподчиняются более высоким потребностям. Высшие потребности (социальные и духовные) доминируют во всей системе мотиваций, обусловливающих поведение человека в обществе (Здравомыслов, 1986). Нравственность, умение сообразовывать свои поступки с общественными интересами, различные формы духовного сознания в конечном счете усложняют структуру потребностей человека, но в то же время освобождают его от однозначной детерминации биологическими стимулами и устремлениями. Чем больше человек социализирован, чем четче сформировалась иерархия потребностей с высшими духовными ценностями и социальными интересами, тем в большей степени человек способен к самоорганизации в направлении сознательной, активной и творческой жизни. Тем в большей степени человек является личностью.
Коротко суть человеческой личности составляет совокупность ценностей, осознанных и принятых человеком. Ядро личности и есть система общих смысловых образований. Личность человека проявляется в его позиции, в основных постоянных отношениях к себе, людям, миру. Таким образом, главная сфера личности — сфера нравственно-ценностная, оценочная. Проходя через призму личности, тот или иной план действий человека оценивается на соответствие основным ценностям, принятым человеком. В контексте высших, доминирующих человеческих ценностей действие человека приобретает определенный смысл. Человеческий смысл.
И самые мощные потребности не реализуются автоматически при их возникновении, а могут быть заблокированы более высшими личностными образованиями. Биологически обусловленные потребности организма человека могут быть подавлены как неприемлемые в конкретной жизненной ситуации, если их реализация противоречит нравственным ценностям его личности. Личностная позиция человека реализуется порой и ценой самой жизни человека.
Если далее конкретизировать понятие «личность», то, помимо смыслообразующих ценностей, в него войдет и характер как форма реализации этих ценностей, способ проявления жизненной позиции человека. Характер уже в значительной степени конституционально обусловлен и определяется как генетическими природными задатками, так и воспитанием. Он включает в себя основные черты психического склада и соответствующие им глубоко закрепившиеся типичные способы функционирования человека.
Характер и ядро личности могут находиться в различных отношениях друг с другом (Братусь, 1985). Дурной характер с чертами возбудимости, несдержанности может свести на нет реализацию положительных личностных устремлений.
Наконец, «носителями» как ядра личности, так и характера являются психика и человек в целом. Организм и психика функционируют по своим достаточно жестким законам, которые накладывают отпечаток и на высшие, личностные, проявления человеческого духа.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. С. 28.