Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Методы изучения алкоголизма

Серия научных работ была посвящена медицинским и социальным последствиям алкоголизма. В частности, Институтом социальной гигиены в 1927—1928 гг. было проведено специальное исследование влияния алкоголя на заболеваемость, смертность и производительность труда рабочих [Влассак Р., Страшун И. Д., Дейчман Э. И., Политов Л. Г., 1928]. Этим исследованием было охвачено пять промышленных районов страны (по 2—3 тыс. рабочих в каждом районе). На каждого рабочего, взятого под наблюдение, врач заполнял специальную «карту для изучения последствий алкоголизма». Среди рабочих были выделены группы: «непьющие», «умеренно пьющие» и «алкоголики». В результате был собран обширный и ценный статистический материал, наиболее полно освещающий медико-социальные последствия алкоголизма.

Кроме сотрудников Института социальной гигиены, изучением проблемы алкоголизма в социально-гигиеническом аспекте в этот период широко занимались и другие исследователи [Богомолова Т. М., 1925; Вассерман Л. М., 1925; Розенблюм И. И., 1928; Май-страх К- В., 1929; Канторович Н. В., 1930, и др.].

Заслуживают внимания социально-гигиенические исследования, проведенные отделением социальной патологии Украинского психоневрологического института, в частности работа 3. А. Гуревича и А. 3. Залевского (1930) «Алкоголизм (социально-гигиеническое исследование)». Этот труд содержит такие важные прежде всего с социальной точки зрения разделы, как употребление алкогольных напитков и характер современного алкоголизма, производство алкоголя и его государственно-экономическое значение, социальная патология и этиология алкоголизма, борьба с ним.

Во многих городах РСФСР и Украины на основе анкетного метода были проведены социальные обследования больных алкоголизмом. Институт социальной гигиены пробовал разработать единую методику обследования школьников [Дейчман Э. И., 1926]. Как отмечают Е. И. Лотова, А. В. Павлучкова (1974), в одной из школ Хамовнического района Москвы, руководимой известным педагогом и видным деятелем народного образования проф. П. П. Блонским, была составлена специальная программа исследования, ставившая на первое место изучение социально-бытовых причин распространения употребления спиртных напитков школьниками (бытовые условия, социальный состав учащихся, взаимоотношения в семье, отдых и др.). Исследование подтвердило большое распространение употребления спиртных напитков школьниками, а также выявило его основные причины: среда, в которой растет и воспитывается ребенок, прямое влияние семьи, традиции, отсутствие противоалкогольного воспитания в школе и в связи с этим отсутствие знаний о вреде алкоголя.

Среди многочисленных исследований того периода особый интерес в методическом плане представляют работы по распространенности злоупотребления алкоголем отдельных групп населения и, в частности, среди промышленных рабочих (Т. М. Богомолова, И. А. Бергер, И. И. Розенблюм, 3. И. Израэльсон, В. В. Петиков, К. В. Майстрах и др.).

При изучении распространенности алкоголизма указанные авторы использовали метод анкетного опроса. О злоупотреблении в основном судили по частоте и количеству употребления алкоголя. Наиболее характерным в этом плане является исследование, проведенное И. И. Розенблюмом (1928) на Машиностроительном заводе им. В. И. Ленина в Ленинграде. Из 1226 опрошенных рабочих пьющих было 90%, из них выпивающих очень редко (1 раз в 2—3 мес до «сотки») — 22,5%; выпивающих 2—3 раза в неделю не более «сотки» или же 1 раз в неделю до полубутылки водки — 71,4%; выпивающих не более 1 раза в неделю до бутылки водки или 2—3 раза в неделю до полубутылки, или ежедневно пьющих до «сотки» — 28,4%, явных больных алкоголизмом, выпивающих от одной до двух бутылок ежедневно— 17,7%. Основная масса рабочих (56%), по данным И. И. Розенблюма, пьет по праздникам и во время получек. Большая часть (33,5%) пьет независимо от этих моментов, причем 12,5% пьют ежедневно. В среднем по отношению ко всем рабочим пропивается 8,5% зарплаты.