Страницы: 1 2 3 4 5

Мотивация как фактор активности личности

О соотношении понятий «мотив» и «мотивация» разные авторы высказывают различные мнения. Так, Б. Ф. Ломов [1984] считает мотивацией совокупность всех мотивов человека в данный момент времени, подчеркивая тем самым содержащийся в этом явлении момент актуальности. В то же время автор отмечает, что развитие мотивационной сферы не является простым «напластовыванием» одних мотивов на другие—новых на старые — или простой суммой мотивов. Б. Ф. Ломов под мотивационной сферой личности понимает всю совокупность мотивов человека, которая формируется и развивается в течение всей жизни человека, т. е. подчеркивает ее историзм. Мотивация представляет собой результат диалектического развития с дифференциацией и интеграцией отдельных мотивов в рамках сложной системы, характеризующегося противоречивостью и появлением новых качественных особенностей. Если принять отдельные мотивы за элементы системы, а весь процесс представить как системный процесс, то интеграция элементов-мотивов приведет к образованию нового качества, а не просто к суммации отдельных элементов.

Один из наиболее крупных специалистов в области изучения   мотивации — X.   Хекхаузен  [1986]  придерживается  более категоричной точки зрения, полагая, что понятия «мотив» и «мотивация» различны как по объему, отдельным характеристикам, качественно-количественным особенностям, так и по своей функциональной роли. Иными словами, мотив и мотивация— это близкие по названию, но достаточно глубоко различающиеся по функции и структуре психологические явления. И мотив и мотивация являются факторами, определяющими детерминацию поведения, однако характер этой детерминации в первом и во втором случаях различен.

В проблеме детерминации поведения человека мотивацией можно выделить два плана исследования. Первый аспект — это исследование активной действенности мотивации, характеризующей влияние мотивов на конкретные особенности деятельности, ее ускорение или замедление, изменение ее качественно-количественных параметров, направленности и др.; второй — исследование потенциальных особенностей мотивации. При этом влияние мотивации на деятельность тесно соприкасается с совокупностью отношений личности к тому или иному предмету, явлению, цели предстоящей или протекающей деятельности. Тем не менее Б. Ф. Ломов подчеркивает, что не эта потенциальная сторона мотивации, а особые мотивы определяют активный момент начала реальной деятельности по достижению цели (и в этом положении он сближается с положением А. Н. Леонтьева о «мотивах-стимулах», которые служат пусковыми факторами в начале деятельности).

Система мотивов человека характеризуется динамичностью: постепенным изменением своего содержания, интенсивности, распространенности (генерализованности); иерархичностью, т. е. различной значимостью для человека, отдельных мотивов; относительной устойчивостью: достаточной инертностью и тенденциозностью и другими характеристиками. Иными словами, мотивационная сфера человека более близка к сущности личности по сравнению с мотивами; она представляет собой один из наиболее важных структурных компонентов личности в отличие от мотивов, которые можно представить в виде отдельных элементов, входящих в эту систему.

С. Л. Рубинштейн [1976] считал, что мотивация — это опосредованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека внешней средой. Через мотивацию человек включен в контекст действительности. Таким образом, поведение человека детерминируется мотивацией, являющейся опосредованным отражением объективного мира. Иными словами, в этом определении ясно указывается на активное, стимулирующее значение мотивации в ходе деятельности.

Проблеме мотивации посвящено исследование В. Г. Асеева [1976], по мнению которого в основе всякой цели лежит потребность, выражающаяся в напряженном актуальном состоянии человека, характеризующемся   негативным  переживанием неудовлетворенности потребности и стремлением субъекта удовлетворить ее. Именно напряжение и побуждает его к активной деятельности, направленной на изменение, снижение напряженности этого состояния, имеющего негативную эмоциональную окраску. В мотивации отражается противоречие между влечением как прямым стремлением к реализации потребности и необходимостью совершения того или иного действия, осознанного требованиями, чувством долга, обязанностями, т. е. обусловленного объективной необходимостью. В. Г. Асеев полагает, что мотивация включает в себя все виды побуждений, в том числе потребности, влечения, мотивы, интересы, стремления, цели, идеалы, мотивационные установки и диспозиции личности. Таким образом, по мнению автора, побуждения следует считать обобщающим термином для обозначения вышеуказанных психических феноменов. Не вдаваясь в детальную критику высказанных В. Г. Асеевым предположений, мы все же считаем, что указанные понятия следует различать и главное различие состоит не столько в различной степени осознанности и, следовательно, «подключенности» личности к процессу деятельности, стимулируемой вышеописанными психическими факторами, сколько в различном функциональном значении, например, влечения и интереса, идеала и конкретной цели и др.