Страницы: 1 2 3 4

Ценностные ориентации и направленность личности

В процессе воспитания, общения и трудовой деятельности у человека формируется иерархическая система отношений к действительности и к самому себе, в соответствии с которой разные отношения приобретают для него различное значение. Эти различия состоят в неодинаковой степени ценности, важности явления или предмета для человека. Большая или меньшая ценность, положительная или отрицательная значимость предметов и явлений мира вещей и социальной действительности представляют собой основу для изучения и понимания ценностных ориентации. Очевидным является факт тесной связи ценностных ориентации с потребностями, мотивациями и целями человека. При этом скорость и степень трудности удовлетворения потребности, характер реализации и достижения цели, сама мотивированная деятельность выявляют значение ценности для человека того или иного предмета или явления. В ценностных ориентациях отражается культура общества, его идеология, нравственность, моральные и этические принципы.

Общепризнанной классификации ценностей нет, но, однако, принято делить их на две большие группы — материальные и духовные. Соотношение материальных и духовных ценностей у разных людей различно. Любая крайняя позиция может явиться для человека дестабилизирующим фактором. В одном случае человек становится приобретателем и может дойти до стяжательства, ведущего к нарушению социальных норм и к конфликту с моральными и этическими правилами. В другом случае пренебрежение и отказ от материальных потребностей и соответствующих ценностей могут привести к неоправданному аскетизму или создать серьезные трудности в реализации повседневных и бытовых жизненных ситуаций.

Ценностные ориентации принято также делить на групповые и индивидуальные. В первом случае речь идет о тех ценностях, которые выработаны группой, сообществом, коллективом и разделяются входящими в эти объединения людьми. Во втором — о ценностях, которые сформированы личностью в процессе ее индивидуального развития. При различных формах психической патологии, а также при алкоголизме система ценностных ориентации человека страдает весьма серьезным образом, она искажается и чаще всего становится социально неадекватной.

Диапазон ценностных ориентации может колебаться от сверхзначимых переживаний, соответствующих очень высоким, нередко недостижимым уровням потребностей (например, стремление достичь уровня идеала при недостаточных способностях и условиях для этого). С другой стороны, существует вариант, когда, несмотря на сравнительную простоту и доступность удовлетворения повседневных потребностей, присущих каждому человеку, у отдельных лиц возникают трудности в их реализации (например, в удовлетворении голода, половой потребности). При этом развивается достаточно высокое напряжение переживаний, отражающих эти потребности и сопровождающихся аффективными расстройствами. Не следует думать, что сверхзначимые побуждения, претензии на достижение уровня идеала всегда приносят в процессе деятельности положительный результат. В ряде случаев формирование структуры значимых ценностей может отставать от развития реальной обстановки. При этом сохраняются неадекватные для новых возможностей, преувеличенные представления личности о значимых ценностях как об источниках удовлетворения. В таком случае механизм перестройки старых ценностей и перехода к новым искажается, что может составить одну из психологических причин ) злоупотребления алкоголем.
¦) В системе ценностных ориентации одно из центральных мест занимает сознание собственной ценности индивидуума. Категория самооценки занимает видное место в работах Б. Г. Ананьева [1968], И. С. Кона [1978] и др. Исследования показывают, что адекватная или неадекватная, заниженная или завышенная, устойчивая или неустойчивая самооценка может оказывать существенное влияние как на мотивационно-потребностную сферу человека в целом, так и на процесс реализации потребностей при конкретной деятельности. Потребность в позитивной и устойчивой самооценке — один из важнейших мотивов человеческого поведения (Столин, 1983).