Страницы: 1 2 3 4

Проблема личности в медицинской психологии

Медицинская психология имеет для базовых наук — психологии и медицины — как теоретическое, так и главным образом прикладное значение. Результаты медико-психологических исследований позволяют изучать психику человека от легких аномалий, не представляющих собой развернутой психопатологической картины заболевания, до грубых нарушений психической деятельности. Эти результаты и их анализ помогают глубже понять динамику человеческой психики на пути от здоровья к болезни, от нормы к патологии, от развития к распаду и тем самым позволяют раскрыть закономерности функционирования практически здоровой психики как в нормальных, так и в сложных, в том числе патогенных, условиях. Медико-психологические исследования направлены на то, чтобы, например, выявить генез предболезненных психических расстройств, уточнить особенности отклоняющейся психической деятельности при соматических заболеваниях, определить характер других аномальных психических феноменов.

Прежде чем попытаться дать оценку места и роли проблемы личности   в  медицинской  психологии, необходимо   напомнить о долго дискутировавшейся в печати сущности и предмете этой научной дисциплины, о ее содержании, объектах, задачах и методах исследования. Это позволит на примере основных положений и принципов, дающих основание считать медицинскую психологию самостоятельной научной дисциплиной, проследить, какое место в ней занимает проблема личности.

Медицинская психология — это научная дисциплина, изучающая закономерности психической деятельности и личности больного (и здорового, находящегося в особых условиях) человека в целях психодиагностики, оптимизации психокоррекционных воздействий и предупреждения заболеваний, патологических и пограничных психических состояний. М. М. Кабанов и Б. Д. Карвасарский [1978] определяют медицинскую психологию как прикладную отрасль психологической науки, преследующую различные задачи: изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение психических проявлений различных болезней в их динамике; изучение характера отношений больного человека с окружающей его микросредой; разработку и изучение психологических методов воздействия на психику человека в целях лечения и сохранения его здоровья. В этом определении содержатся основные компоненты медицинской психологии как науки — предмет, объекты и основная цель. В нем по существу отражено отличие медицинской психологии как от общей психологии, так и от медицины.

Под предметом медицинской психологии понимается совокупность отклонений в психических процессах, психических состояниях и психических свойствах здорового и больного человека. Имеются в виду как временные (кратковременные, периодические или долговременные) отклонения, наблюдающиеся в психической деятельности практически здорового, но находящегося в особых условиях (стресс, сенсорная и другие виды депривации, ситуации фрустрации, последствия травм и дефектов развития, патогенные ситуации на производстве, в быту, в семье и т. д.) человека, так и более глубокие искажения психической деятельности при пограничных расстройствах, психотических нарушениях (за исключением больных с глубоким распадом психики), а также при других нервно-психических и соматических заболеваниях. В состав предмета медицинской психологии входят конкретные нарушения психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и других аспектов когнитивной деятельности, а также отклонения в эмоционально-волевой сфере, психомоторике и деятельности в целом и, наконец, в совокупности свойств личности человека. Этот последний компонент предмета исследования в медицинской психологии, как нам представляется, занимает особое место, что проявляется в глубоком и разностороннем изучении развития личности и ее отклонений; становления и формирования ее нарушений; дефектов в воспитании, общении и деятельности личности; патологии характера, способностей и в других направлениях. Иными словами, в медицинской психологии личность при разных патогенных условиях изучается в самых различных планах и на различных уровнях: структурном, динамическом, качественно-количественном.